Архитектура земного поклона
История архитектуры мечетей прошла долгий путь развития. Культовые мусульманские сооружения на протяжении всей истории мусульманской цивилизации отражали архитектурные тенденции того или иного периода и региона. Многообразие форм мечетей обусловлено сложившимися национальными традициями определенной эпохи или области исламского мира. Заостренные минареты турецких мечетей отличаются от квадратных минаретов Магриба, утонченная андалузская архитектура наглядно контрастирует с айванным типом иранских мечетей, египетские мечети существенно разнятся от индийских и т.д. Но несмотря на такое разнообразие форм, все мечети служат единой великой цели - сбора верующих для совершения молитв и поминания Всевышнего Творца. Более того, принцип «единства в многообразии» проявляется в архитектуре мечетей посредством фундаментальных элементов, присутствующих в любой мечети: купол, минарет, полумесяц, ниша, орнамент и каллиграфия на стенах, минбар и другие черты, отличающие мечети от других религиозных сооружений.
Современная архитектура мечетей - динамично развивающееся направление в искусстве. Как любое сакральное сооружение, мечеть прежде всего сохраняет традиционные принципы, сложившиеся на протяжении веков, вольно или невольно отсылая к историческим прообразам. Но в то же время, сегодняшние мечети проектируются созвучно с формами современной архитектуры. Схожесть форм мусульманского искусства и модернизма, стремящиеся к абстрактности, - в значительной степени облегчает подобный синтез. Проявление модернизма в исламской архитектуре было особенно выражено в 1960–70-е годы, когда были построены мечеть Независимости в Джакарте (Индонезия), мечеть Байт аль-Мукаррам в Дакке (Бангладеш) и др.
В эпоху постмодернизма наметилась тенденция историзации облика мечети (например, мечеть в Риме), иногда приводящая к полному отказу от современных форм и возврату к эклектическому историческому стилю рубежа XIX–ХХ вв., например, мечеть Абдаллы Салиха в Cане, (Йемен).
Интересной представляется Московская соборная мечеть, - пример историзации облика. Видом своих минаретов Московская мечеть одновременно напоминает и Спасскую башню Московского Кремля, и изящную башню Сююмбике в белокаменном Кремле Казани, что отражает особенность российского мусульманства, его многонациональность и роль в формировании российской государственности.
Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Ильгиз Давлетшин