Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Аурат и хиджаб в исламе и христианстве

Одеяние православных женщин. Фото: http://iglapkin.livejournal.com

Как известно, в исламе существует такой общеизвестный принцип как скрывание «аурата». В обычном словоупотреблении слово «аурат» означает «слабость, недостаток; то, что необходимо скрывать; то, чего стыдятся». В качестве шариатского термина это слово используется для обозначения тех частей тела, которые необходимо прикрывать взрослым, совершеннолетним. При этом, согласно одному из мнений имама Абу Ханифы юноша становится совершеннолетним (мукялляф) по достижению им 18 лет; для девушек же возраст совершеннолетия – 17 лет.

Согласно словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) у мужчины должно быть прикрыто всё, что находится ниже пупка и выше колен. Что же касается женщины, то всё её тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног есть аурат. Одежда, отвечающая таким условиям, называется «хиджабом» (в пер. с ар. – «преграда; покрывало»), и означает не просто «женский платок», а стиль одежды, который с одной стороны должен закрывать «аурат», а с другой - быть скромным, невызывающим. Таким образом, платок (как и любой другой головной убор) является лишь частью «хиджаба», хотя при этом и частью венчающей, завершающей «хиджаб». Также следует отметить, что прикрыть аурат должным образом не удастся, если одежда окажется излишне обтягивающей или прозрачной - настолько, что сквозь неё можно будет определить цвет кожи человека.

Также в прежние времена среди европейцев и россиян была хорошо известна и другая часть «хиджаба» -«никаб» (похожие на него виды одежды - «чадра, паранджа» и т.д.). Речь идет о вуали, которая была широко распространена среди самых элитных кругов общества. Можно вспомнить и о другой части «хиджаба» - дамских перчатках, которые также иногда одевают мусульманские женщины и которые также были широко распространены в прежние века. Однако, следует знать, что эти части «хиджаба» являются дополнительными и могут одеваться лишь по добровольному выбору женщины. Согласно законам шариата ни отец, ни брат, ни супруг не имеют право заставлять кого-либо одевать «никаб» или любые другие необязательные части «хиджаба», являющиеся дополнительными и сугубо добровольными видами одежды.

В современном обществе часто полагают, будто подобные устои являются чуждыми иудейскому или христианскому обществу, однако это далеко не так. Соблюдение правил относительно аурата является древней общепророческой традицией, что подтверждается в т.ч. и библейскими преданиями. Так, в Первом послании к Коринфянам сказано: «И всякая молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову»; далее же следует вопрос: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»; и затем заключается: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая…» (гл. 11; ст. 5, 13, 16).

Несмотря на то, что в данном случае речь идет о соблюдении аурата во время молитвы, не вызывает никаких сомнений, что и до христианства, и среди ранних христиан данная традиция строго соблюдалась и в обычной, повседневной жизни. Из истории известно, что в дореволюционной России женщины практически повсеместно носили платки, а появление женщин без головного убора на людях было сродни греху. Не случайно в русском языке существует такой глагол как «опростоволоситься» - в современном его понимании он несет лишь значение «попасть в неловкое положение», однако его происхождение тесно связано с «появлением женщин на людях без головного убора, т.е. с простыми волосами».

Современные христиане также не забывают о данной традиции – так, послушницы в монастырях одеваются в строгие закрытые одежды; также и ученицы духовных семинарий носят скромные одеяния, обязательно покрывая при этом и голову; и даже обычные миряне из числа женщин не могут заходить в храм, иначе как покрывая голову. В некоторых же христианских общинах (например, у старообрядцев) обязательность ношения женщинами головных уборов в повседневной жизни сохраняется и в современности.

Все это лишний раз доказывает теснейшую связь ислама с традициями древних пророков и посланников Божьих, поскольку многие из мусульманских обрядов, в т.ч. и скрывание аурата, явным образом ведут свое начало с древнейших времен. В связи с этим любые оскорбления в адрес женских платков, по сути своей, задевают честь и достоинство не только мусульман, но и иудеев, и христиан. И те, кто их себе позволяет, либо не знает, либо забывает о заветах Авраама, Моисея или Иисуса (мир им всем и благословения Всевышнего Аллаха), поскольку все они, как и их современники, соблюдали традицию закрывания аурата, призывая к этому всех своих последователей.

Марат Хайретдинов

Руководитель Отдела науки Департамента науки и образования ДУМ РФ

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: