Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Биография Абу Ханифы и причины становления его концепций

Абу Ханифа Нуман бин Сабит (является муджтахидом) родился в 80-ом году по хиджре или в 699 году по грегорианскому календарю в Иракском городе Куфа. По происхождению являлся персом. Как известно многим, он является основоположником одного из четырёх правовых школ, иными словами мазхабов, ханафитской правовой школы. Один из первых мазхабов, который стал записываться и распространяться. Он с детства занимался фикхом, собирал предания саляфов («Саляф – это представители первых трех веков: сподвижники, идущие вслед за ними (табиины), идущие за идущими вслед за сподвижниками (табиу-табиины)»).

Абу Ханифа также считается «табиином», по той причине, что при жизни застал сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он обладал очень хорошими качествами, такими как набожность, осмотрительность в вопросах дозволенного и запретного, знанием фикха и смышлёностью. Рассмотрение его биографии имеет важную роль по той причине, что он жил в Ираке. Обстановка же в Ираке была весьма не воодушевляющей с точки зрения рассмотрения или понимания религиозных решений по тем или иным вопросам, то есть по религиозно-правовым вопросам. Ирак являлся центром слияния множества религиозных наук. 

Теперь более подробнее о вариации по религиозно-правовым вопросам в Ираке. Там существовали такие школы, как «ахлюльхадис» и сторонники научной школы «калям». Отличие между ними заключается в том, что «ахлюльхадис» - это те, кто призывал руководствоваться только Кораном и сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ну а сторонники научной школы «калям», кроме Корана и сунны, также применяли логику и аналитику дополнительно. Между этими двумя школами часто происходили дискуссии, в центральных площадях Куфы. Абу Ханифа же непосредственно участвовал в них. Кроме всего этого, были другие различные секты, которые имели место в то время, когда жил Абу Ханифа. И стоить заметить, что их становилось всё больше и больше, вследствие чего возникали крайние учения. Абу Ханифа обладал сильным логическим мышлением и не входил не в одну из этих направлений. В место этого он выбрал путь знаний. Но при этом методом получения знаний, выбрал «калям».

Кроме этого, не исключено то, что ему приходилось контактировать с представителями других религий, что требовало рассмотреть те вопросы, с которыми раньше мусульмане возможно даже не сталкивались. И тот факт, что он жил в таком кругу общества и в такой накалённой атмосфере, это всё повлияло на становление дальнейших его решений, касательно определённых религиозно-правовых вопросов, а также не посредственно его концепцию, которая имеет свои характерные черты. Как уже ранее было сказано, в Ираке существовали различные направления, а также представители других религий (слово конфессий, по моему мнению, будет не корректно тут использовать из-за того, что данное слово больше имеет оттенок как различные течения внутри одной религии) и нужно было переосмыслить некоторые моменты. Следует выделить течение хариджитов (это те люди, которые откололись от большинства мусульман во время противостояния Али и Муавии, в 657 году, объявив их вероотступниками), из которого вытекло дополнительно другое течение. И Абу Ханифа достойно противостоял их идеям.




Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Хамидуллин Фянис

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: