Феминизм татарских мусульманок
Проблема европеизации жизни татарского народа получила отклик в дискурсе как зарубежных (Абрамс Линн, Пиетров-Эннкер Б., Стайтс Р. и др.), так и отечественных авторов (А. Х. Махмутова, М. Бигиев, Р. Фахретдин, Г. Исхакый, И. Гаспринский, Г. Тукай, Ф. Амирхан и др.).
На мой взгляд, одним из важнейших аспектов джадидских преобразований является вопрос о положении женщины в татарском обществе. Л. Габдрафикова в книге «Татарское буржуазное общество» уделила особое внимание движению женщин за эмансипацию. Положение женщины в социуме являлось одной из главных проблем, волнующих татарское общество конца XIX - начала XX вв. В данной связи представляется актуальным обратить внимание на наличие общих характеристик у феминистских движений в Западной Европе и России (образование, материальная независимость и т.д.). Обе стороны были задействованы в поиске ответов на эти вопросы.
Поиск ответа на «женский» вопрос стал одной из ключевых страниц в истории татарского народа XIX - XX вв. Во многом интерес к независимости и самостоятельности «слабого пола» был вызван влиянием Европы. Характерно, что эмансипацию среди татарских женщин поддержали многие образованные мужчины-интеллигенты. В книге Л. Габдрафиковой особое внимание уделяется литераторам, которые использовали женские псевдонимы с целью показать желание женщин участвовать в интеллектуальной жизни общества.
Вот некоторые журналы и газеты, издававшиеся в начале ХХ века: «Тарджиман», «Шура», «Вакыт», «Яшен», «Эль-ислах» и другие. Они публиковали статьи и рассказы, посвящённые женской теме.
Одним из тех, кто поддержал стремление женщин бороться за свою самостоятельность, был Риза Фахретдин (1859 - 1936). В своих суждениях он опирался на суры Корана и основные положения Сунны. Образцом отношения к женщине стали первые столетия Ислама, когда женщина, как в семье, так и в обществе, занимала высокое положение.
К примеру, супруга пророка Мухаммада (мир ему) Аиша (дочь Абу Бакра) передала большое количество хадисов. И после смерти супруга она стала первой женщиной-мусульманкой, возглавившей армию. В «Битве верблюда» она была одной из вождей мятежников, выступивших против халифа Али.
Также супруга Алмуш-хана (булгарского хана конца IX - начала X вв.) на всех официальных приемах всегда сидела справа от его трона, это мы узнаём из записок Ибн Фадлана. Проявление уважения к супруге указывало на высокий статус первой леди.
Супруга Исмаила Гасприского - Зухра Акчурина активно участвовала в подготовке газеты к выпуску, собирала материалы, переписывалась с читателями.
Исмаил Гаспринский также боролся за право женщин учавствовать в общественной жизни страны. С этой целью он использовал возможности периодической печати (с тиражом до 50 тыс. экземпляров), расширяя аудиторию читателей. Всё это способствовало подготовке почвы, где вскоре станут открывать разные организации (гимназии и т.д.).
Первая татарская гимназия, открытая в 1916 году Ф. Аитовой, была женской, что указывает на востребованность образования среди мусульманок.
Однако «освобождение» женщин вызвало немало споров среди интеллектуалов и религиозных деятелей. Так, одним из аргументов против изменения общепринятого положения женщины, называли снижение интереса женщин к традиционным ценностям (семья, дети и т.д.).
На мой взгляд, эмансипация положительно повлияла на жизнь общества. Во-первых, образованные женщины не просто украшали собой общество, а стали играть важную роль в социуме. Достаточно вспомнить о многочисленных акушерках и медсёстрах, помогающих раненым в госпиталях и героически спасавших людей на полях сражений (Н. А. Каучевская, М. К. Байда, В.С. Кащеева и многие другие).
Во-вторых, работающие женщины стали финансово независимы, что дало им возможность самостоятельно строить судьбу и помогать родным. При этом большая часть самостоятельных женщин сохраняла стереотипы семейной жизни. Как пишет Л. Габдрафикова, основными причинами расторжения брака со стороны женщин были пьянство и рукоприкладство мужа.
В заключение хотел бы отметить, что характерное для Европы движение за освобождение женщин от патриархально-религиозного, национального гнёта повлияло на татарское общество. На страницах газет развернулись дискуссии о судьбе и роли женщины в обществе. Так, определяющими стали слова Ризы Фахретдина, связавшего женщину с судьбой нации и её возрождением: «Добротная нация та, в которой жёны воспитаны; невоспитанная нация – нация, в которой жёны не воспитаны».
Таким образом, XIX – XX века стали ключевыми в борьбе «прекрасного» пола за свою независимость, необходимость которой признали даже религиозные деятели. Тем не менее, татарским женщинам предстояло преодолеть немало трудностей на пути становления независимости.
Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Фанис Салахетдинов