Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
24 апреля 2018
Санкт-Петербург
03:17
Фаджр
05:17
Шурук
12:57
Зухр
18:02
Аср
20:38
Магриб
22:08
Иша

«Господи, даруй нам благо в этой жизни и благо в вечности». Проповедь

Дорогие братья и сестры! Прихожане!

Несколько дней тому назад в мире отмечали Международный женский день; мужчины, словно совершая какой-то ритуал поздравляли представительниц слабого пола — с раннего утра стояли у цветочных киосков и закупались ювелирными украшениями. Вряд ли кто-нибудь из них интересовался историей светского праздника.

В европейских странах о правах женщин заговорили только несколько десятилетий тому назад. Что было до XX века, как говорится «история умалчивает». Удивительно, но среди интеллигенции находятся те, кто продолжает критиковать ислам и мусульман за якобы жестокое отношение к женщинам. Западные СМИ, словно копировальная машина продолжает трещать об униженном положении мусульманок. В качестве доказательства своих доводов они по телевидению транслируют интервью с беженками, бежавшими из территорий, находящихся под контролем террористических, псевдо-религиозных организации. Незадолго до 8 марта, по всей России показали чудовищные кадры с участием психически неуравновешенной уроженки СНГ – Бобокуловой Г. Некоторые недобросовестные журналисты попытались направить вопиющий инцидент в религиозное и национальное русло. Они преподнесли «няню» в образе практикующей мусульманки и тем самым попытались столкнуть христиан с представителями ислама. К вашему сведению, ежегодно в России только от рук родителей погибает порядка 200 тыс. детей. Это — огромная беда, но зачем из всех преступлений выборочно показывать только один случай? У нас в стране и до этого были громкие трагедии, вспомним убийство целой татарской семьи в станице Кущевской. Цапок С.В. и его подельники тогда убили не только взрослых, но и четверых детей в возрасте от девяти месяцев до пяти лет. И что?! Это дает нам право раскачивать межнациональную лодку, в которой вместе плывут 140 млн человек? Подобные преступления должны обсуждаться только компетентными лицами, прежде всего следователями и криминалистами.

За историей с больной Бобокуловой Г. скрывается нечто иное — попытка очернить образ женщины-мусульманки, используя медиа технологии.

Словарь европейских обывателей пополнился ранее неизвестными терминами как «хиджаб», «гарем», «многоженство», «шахидка», «исламизм» и т.д. Анализируя информацию, подаваемой СМИ, к сожалению, можно констатировать о том, что доброе имя мусульманской женщины превратилось в объект насмешек и разных фобий.

Мусульманка не может быть преступницей. Она — прежде всего понимающий и добрый человек с мягким сердцем. Мусульманка — пример доброты и высокой нравственности. Она — учитель, у которой можно взять совет, из ее уст передаются важные знания детям. На нее можно положиться. Мусульманская женщина не приближается к грехам, она дорожит семьей.

В сегодняшней проповеди речь пойдет о достоинстве женщин и ее высокого статуса в мусульманском обществе.

Предлагаю на несколько минут вернуться в средневековую Европу и в Аравийский полуостров, в которой еще не было религии ислам.

Думаю, не стоит перечислять все ужасы того периода. В известной Салической правде зафиксировано, что земельное наследство может переходить только по мужской линии. По средневековому праву, женщина не могла быть присяжной и выступать свидетелем в суде, даже если затрагивались ее непосредственные интересы. Так или иначе разные ущемления прав по половому признаку нашли отражение и в современных законах. До наших дней, по нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ, женщины были лишены права на суд присяжных. И только накануне 8 марта 2016 года Конституционный суд России восстановил их право на доступ к суду присяжных, тем самым ликвидировав их дискриминацию.

В доисламский — джахилиский — период арабский поэт Абдулла Тахир раскрывает отношение того общества к женскому полу. Позвольте зачитать смысловой перевод одного его «байта»:

«Жизнь женщины не выходит за пределы трех вещей: помощи своей матери, подчинению мужу и пребывании после смерти в могиле. Так могила для нее является лучшим местом». Апогеем всего невежества можно назвать преступный обычай того же периода: захоронение новорожденных девочек. Боясь нищеты и голода, бедуины таким образом избавлялись от собственных детей. Весть о рождении дочери не приносила им счастья, наоборот, они сильно расстраивались, о чем говорит Всевышний Аллах:

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (16: 58-59).

Если же они и оставляли девочек в живых, то впереди их ожидала очень трудная жизнь. Они носили изношенную одежду и целыми днями под жарким солнцем пасли стада верблюдов.

Ислам поставил точку унизительному состоянию женщин. Они обрели полноценные права как в брачно-семейных отношениях, так и вопросе наследования имущества. В Досточтимом Коране сказано:

«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (4:19).

«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит таким образом, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе» (2:231).

С ниспосланием аятов женщина перестала восприниматься как товар. Новые, справедливые и гуманистические законы, регламентирующие положения женщин в VII веке поистине носили революционный характер. Представьте грубых и необразованных бедуинов, привыкших не считаться мнением слабого пола. Дикие обычаи существовали не одно столетие и искоренить их было очень трудно. В первую очередь, ложные стереотипы должны меняться не на бумаге, а в головах людей. Религия ислам выполнила эту миссию и возвысила статус женщин. Внимательно вслушайтесь в слова пророка Мухаммада ﷺ, произнесенные им в «Прощальной проповеди»:

«Я завещаю вам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Поистине, у мужей есть права на своих жен, и у жен есть права на своих мужей. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (кого-либо, не испросив вашего согласия), а также на то, чтобы они не переходили границ приличия. Если же они будут так поступать, то вы вправе покинуть их ложе и выказать укор. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак»

По исламу, воспитание дочерей — это благородная и награждаемая Господом ответственность. Во многих изречениях, пророк Мухаммад ﷺ приводит радостную весть о Рае тем, кто занимается воспитанием дочерей:

«Сообщается, что Аиша сказала: "(Однажды) какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерями, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашел Пророк ﷺ. Я рассказала ему (об этом), а он сказал: «Эти девочки защитят от пламени (Ада) того, кому они были посланы в качестве испытания»» (аль-Бухари и Муслим).

Показатель доброго и порядочного отношения мужчины к женщине не ювелирные украшения и не букет цветов, а наша с вами нравственность. Поэтому посланник Аллаха ﷺ учил:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, и лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (ат-Тирмизи, сахих).

Я прошу Аллаха, чтобы рядом с нами всегда были достойные женщины. Об этом мы просим Аллаха каждый день в своих молитвах:

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни» (2: 201).

Пусть Всевышний укрепит наши семьи и дарует крепкой веры, счастья и здоровья матерям, бабушкам и всем сестрам-мусульманкам!

Имам-хатыб нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат БЕЮСОВ

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: