Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Имам Дамир Хусаинов: Размышления. Статья первая

Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Хусаинов рассуждает о том, над чем должен размышлять правоверный мусульманин, и чему он должен посвящать свою жизнь. Предлагаем Вашему вниманию первую статью из его авторского цикла:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху Всевышнему за Его деяния, совершаемые по Его мудрости! Свидетельствую, что все дары Его нам по Его божественной справедливости.

«Всему свое время..», - привыкли мы апеллировать к этому правилу в случаях, когда, в принципе, соглашаемся с мнением или даже требованием религии в разных вопросах, касающихся нашей жизни, но не готовы предпочесть его своему быту. Но трудность следования данному правилу заключается в том, что нам самим порой трудно бывает точно определить, когда же настанет это «самое время». А ведь вчерашний день ушел, в нем уже не преуспеть и не потерять. Завтрашним же мы еще не владеем - его просто нет. У нас есть только проживаемое «СЕГОДНЯ», полное решений бытовых проблем, может быть, развлечений или реализации заранее составленных планов. Прикрываясь этим «доводом», который сами же себе и придумали, мы в результате отгораживаем себя или своих близких от изучения нашей религии, и в результате нас постигают две беды (прекрасно знаем, что беда не приходит одна).Первая - мы не знаем нашего Господа, не ведаем того, что Он хочет от нас. Вторая - нам не хватает желания приближаться к своему Создателю. Такие чувства как любовь и нужда в Нем не охватывают наши сердца настолько, чтобы стать такими, какими Он Сам хочет нас видеть. Ведь именно для этого Он посылал Пророков: возвестить о Себе («Ля иляха илля ана» - нет божества, достойного поклонения, кроме Меня) и довести Его волю («фагбудуни» - поклоняйтесь Мне). Это должно было изменить человека, максимально приблизить его к идеалу, а именно – нравственному облику отправленных к нему посланников путем принятия истины и духовной практики. Как любовь к мирскому, к приобретению благ занимает сердце человека, заставляет его очень стараться, не щадить ни времени, ни сил, и нужда в его благах (как и страх их потери) толкает его на преумножение (такассур), которое, как сообщает Коран, и губит в конце человека, отвлекая от истинного смысла бытия, так и любовь к Аллаху и нужда в Его довольстве нами являются основой его старания в лоне Его религии. Ведь истину говорили наши предки: кто кого любит - стремится ему угодить. И любовь всегда проявляется в поступке. Верующий поэтому не может любить то, что ненавистно его Господу и знает, что нельзя ненавидеть, не желать того что хочет Всевышний.

В небольшом цикле публикаций я хотел бы привлечь внимание читателя к размышлению над его собственным положением перед Господом и помочь ему осмыслить главное испытание жизни и смерти, а это ничто иное как выбор между своим нафсом и волей Всевышнего Аллаха, который Газиз (Могущественный, Великий) по отношению к тем, кто не прошел экзамен, способный их наказать, и Гафур (Прощающий), обязательно прощающий тех, кто в нем преуспел (сура “Табарак”).

Мы не сможем вернуть время вспять и прожить жизнь заново, как хотелось бы, но можем продолжить ее так, как надо. «Исправь свое положение в том, что осталось из твоей жизни и простится тебе в том, что уже прошло», - говорят ученые нашей уммы, опираясь в своем доводе на Книгу Аллаха. И случится так, что вера, которая делает нас лучше, чище, и жизнь саму изменит к лучшему, и наше с вами окружение.

Итак, проанализируем, что имеем. В жизни человек большую часть своего времени занят своими насущными потребностями. Это его природа. Они могут быть как материальными, которые необходимы ему для сохранения и продолжения рода, создания условий для жизни, и духовными, которые, по сути, и насыщают эту самую жизнь позитивным содержанием. Но задумывался ли он над вопросом: кто определяет его потребности? Нафс это то, о чем Аллах Всевышний в Священном Коране, приводя слова пророка Юсуфа, (мир ему) говорит: «Поистине, душа человека (а именно ее отрицательные эмоции и греховные желания) повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь - Прощающий, Милосердный». (Священный Коран 12:53). Так в чем же проявляется это спасительное милосердие Господа и каковы причины для его проявления?

Если потребности человека определяет его окружение (мода, социальные стереотипы и т.п.), то ему стоило бы задуматься, чем оно руководствуется и куда это его приведет? Безосновательное следование требованиям и интересам других порицается в последнем послании Господа миров: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют». (Священный Коран 6:116). Так каков же этот путь Аллаха, который противопоставляется в Священном Писании предположениям и измышлениям - основам для принятия решений у большинства людей?

Как же самому определиться в потребностях и мотивах, не попав под влияние предрассудков и страстей своей души, и уберечь себя от влияния того окружения, в котором норма и антинормаобразуются в процессе сами: не ругают - значит можно, не хваля т- зачем тогда это нужн? Как в стремлении «соответствовать времени» сохранить саму фитру человека - изначальное богоданное состояние признания Творца и покорности Его воле, с которым он рождается и должен сохранить его до встречи с Ним в День Возмездия?

Осмысление этих вопросов подводит к тому, что человек должен стремиться познать своего Творца и узнать волю Его, как своего Господа. Использовать по назначению два основных качества, присущие его здоровой фитре, которые Всевышний Аллах заложил в нее, чтобы привести человека к Себе: влечение познавать мир и претворять полученные знания в своей жизни. Всевышний дал также человеку сердце, чтобы любить, и разум, чтоб понимать суть вещей. Послал к нему посланников с Истиной, апеллируя к его разуму, и велел очищать свое сердце от всего, что встает между ним и его Господом, возвестил о том, что именно «непорочное сердце» спасется в Судный день. А ведь именно пороки сердца, по Корану, становятся заболеваниями души и тела, уводят с истинного, предписанного нам Создателем прямого пути и приводят к мучительному, унизительному наказанию.

Сохранение своей фитры должно заботить человека ничуть ни меньше стремления удовлетворения своих естественных потребностей, и именно на это направлено большинство нравственно-моральных ценностей нашей религии. Скорее она, чем рациональные аргументы, заставляет каждого человека верить в существование Творца и внимать Его воле. Получается, человек просто вынужден изучать и практиковать свою религию, чтобы сохранить себя, свое сердце и разум. В век, когда все вокруг стремительно меняется, заставляя меняться и наши потребности, все же остаются неизменнымиценности, понятия, определенные нашим Создателем, и человек не утратит себя, если вознамерится строить свою жизнь, опираясь на них. Ему лишь надо понимать их разумом и принимать сердцем, что, по сути, и является осмысленной верой, то есть той, которая реально принесет ему пользу. Ну а это - тема моей следующей публикации. В ней мы так же узнаем о том, к чему нас обязывает признание Творца, и о Его самом большом благе для нас.

Дамир Хусаинов

имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: