Ислам – это путь к познанию и нравственности
То, что знания крайне необходимы человечеству, что знания и мудрость высоко ценятся в Исламе, - является хорошо известным и часто повторяемым фактом. Сквозной темой многих коранических аятов и хадисов является тема разума и познания. Во многих аятах звучат выражения вроде «размышляйте», «вникайте», «неужто они не разумеют», «для людей размышляющих» и др.:
«На высшую ступень Бог поднимает уверовавших и знающих» [58:11]
«Неужели равны знающие и не знающие» [39:9]
«Поистине, в создании небес и земли и в смене дня и ночи – знамения для обладающих разумом» [3:190]
Важность разумного осмысления принималась уже во времена Пророка (мир ему), который был реформатором своего времени и общества, в котором он жил. Именно благодаря последующему многовековому руководству разумом мусульманская цивилизация достигла расцвета к X–XI вв., опередив другие культурные центры того времени. Мусульманские ученые, философы, мутакаллимы, суфии – все они стремились к познанию Всевышнего Аллаха и созданного Им мира. Они были заняты осмыслением происхождения человека, его места и роли в мироздании, определением его познавательных способностей, границ его воли, задумывались над вопросом о том, каков идеальный человек и каков должен путь к совершенству. Мусульмане переосмысляли наследие предков и перенимали и развивали идеи иных культур и традиций в русле коранических ценностей, что привели к последующему первенству мусульманских ученых во многих областях знаний.
Мусульманская цивилизация не стояла на месте, она постоянно развивалась, ей всегда был присущ идейный плюрализм, культурное многообразие и главенство знания над невежеством, нравственности над порочностью.
В то же время, мусульманская цивилизация придавала особое внимание не только содержанию или роду знаний, но особенно отождествлению знания с нравственностью и мудростью. В нашем сегодняшнем мире, где благодаря современным информационным технологиям знания стали просто информацией, а информация, в свою очередь – индустрией развлечений, где всё больше господствуют информационное невежество и информационное загрязнение, наибольшее внимание необходимо уделять качеству получаемых знаний и их нравственной составляющей.
В то время как наука совершает одни открытия за другими, духовные и нравственные ценности, делающие человека человеком, должны выступатьч регуляторами этих знаний. Получаемые знания должны делать человека высокоморальной, добродетельной и благочестивой личностью. Достижения наук не должны приводить к развитию черствости в людях, ненависти и гневу.
Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Ильгиз Давлетшин.