Кодификация текста Корана после смерти Пророка (мир ему)
После смерти Пророка Мухаммада (мир ему) главой мусульманского государства его ближайший соратник Абу Бакр (ум. 634). Короткий период его правления был отмечен волнениями в различных областях Аравийского полуострова. Одни арабские племена перестали выплачивать закят, другие вовсе отказались исповедовать ислам и решили восстановить племенные традиции. Медина подверглась нападению бедуинов, и халиф был вынужден разослать отряды для поддержания стабильности в этих областях. Наибольшие потери мусульмане понесли в боях в Йамаме, где погибло, примерно семьдесят знатоков Корана. Одним из первых серьезность происходящего осознал Умар ибн ал-Хаттаб. Он поделился своими опасениями с халифом Абу Бакром и потребовал от него утвердить единый список Корана. Абу Бакр не решался, однако после долгих споров Абу Бакр согласился, что отсутствие такого свода в будущем может привести к искажению писания.
Собрание текста Корна было поручено Зайду ибн Сабиту, образованному мусульманину, который с одиннадцати лет находился рядом с Пророком (мир ему). Зайду было поручено взять за основу свои собственные записи и собрать все, что было записано другими сподвижниками. Согласно традиции, почти весь текст Корана сохранился в письменной форме сразу у нескольких сподвижников, и только последние два аята из суры «Покаяние» были записаны лишь одним сподвижником.
Абу Бакр ставил целью только сохранение священного текста в письменном виде и недопущение разногласий относительно его целостности. Между тем составленный список трудно назвать кодифицированным хотя бы потому, что установленный в нем порядок сур не был окончательным. Очевидно, от сподвижников не требовалось признание данного списка за единственно правильный, поскольку в тот же период появились другие списки, отличавшиеся от свода Абу Бакра. Наибольшую известность приобрели списки Убаййа ибн Каба и Ибн Масуда. Согласно традиции, также существовали списки Аиши бинт Абу Бакр, Али ибн Абу Талиба и др. В последнем суры были расположены по мере их ниспослания и включали также исключенные из текста аяты.
По мнению богословов, мусхаф Абу Бакра имел преимущества перед остальными списками. Во-первых, он был одобрен чтецами Корана, а каждый аят в нем подтверждался, по меньшей мере, одним письменным и двумя устными свидетельствами. В-третьих, мусхаф Абу Бакра не включал отмененные аяты.
Мусхаф был составлен в единственном экземпляре и хранился у Абу Бакра вплоть до его смерти, а потом достался его преемнику Умару ибн ал- Хаттабу. После гибели последнего находился на хранении у его дочери Хафсы, пока среди мусульман не возникли разногласия относительно вариантов чтения Корана.
Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Салих Кадеев