Культурные, политические и экономические последствия арабских походов для народов Дагестана
Распространение Ислама в Дагестане сыграло большую роль в создании самобытной культуры всех народов горного региона. Мусульманские походы в «страну гор», как называли ее арабы, отразились практически на всех сферах жизни Дагестана.
Важнейшим стратегическим и культурно-религиозным центром арабов стал древний город - Дербент. Он стал местом распространения новой религии и культуры. В городе-крепости арабы построили и мечеть, и медресе для подготовки новых миссионеров из местных жителей.
В данной связи постройка в Дербенте огромной по тем мерках соборной мечети в начале VIII века означало, что город из большого христианского города (как это было в V в. и первой половине VI в.) превратился в крупнейший на Кавказе мусульманский религиозный центр, опорный пункт распространения Ислама среди народов Дагестана и идей Ислама и арабо-мусульманской культуры уже на всём Северном Кавказе.
В то же время постройка семи мечетей в каждом квартале свидетельствует о том, что происходило быстрое изменение этнического состава и что арабы обосновались в древнем городе основательно.
Дербент, заселенный в значительной степени мусульманским населением, возглавлялся правителем, назначенным самим халифом, и был основным опорным пунктом распространения Ислама во всём Дагестане. Не случайно центральные северные ворота города получили у арабов название «Баб ал-Джихад», через которые выходили боевые отряды газиев.
Кавказский город был средоточием сил, вся деятельность которых была направлена на защиту интересов Ислама и Арабского халифата и на привлечение новых сторонников Ислама среди местных жителей. Дербент стал местом, в котором формировались боевые отряды и миссионерские группы, так называемые «борцы за веру» (гази), «добровольцы» (муттавии), «чтецы Корана» (курра) и «пришлые» (гураба). Все они имели задачу укрепить власть халифа на всем Кавказе и уничтожить Хазарский каганат.
Экономической основой культурно-религиозных эволюций в Дагестане служили раннефеодальные производственные отношения, которые в V-Х вв. пришли на смену общинному строю. Новые производственные отношения и интересы местных правителей феодального государства нашли в исламе идеологическую опору, значение которой очень быстро было осознано.
Сообщения о правителях феодальных владений, принявших первыми Ислам и христианство, могут это хорошо показать. Следующий этап - вторая половина Х-XV вв., время сравнительно быстрой исламизации районов Дагестана, когда Ислам стал официальной идеологией. На повестку дня в ряде районов стал вопрос не о распространении религии вширь, а об углублении религиозного влияния, об укреплении позиций ислама.
Центрами культурной жизни обычно на Востоке являлись города, - средоточие ученых и поэтов, а такте медресе - мусульманские школы. Высшие мусульманские духовные училища - медресе - появились на восточной окраине халифата раньше, чем на его центральных и западных областях. В Дагестане в раннем средневековье также возникают очаги культуры, которые не всегда были сосредоточены в городах .
Знакомство с памятниками арабоязычной литературы было творческим, а многие правоведы из Дагестана стали известны, как мы раньше уже отмечали, на педагогическом поприще за пределами своей родины.
Творческое усвоение культурных ценностей, созданных народами Средней Азии и Ближнего Востока на арабском языке, заключалось также в том, что, опираясь на достижения других народов, местные культурные силы перешли к созданию собственных оригинальных произведений на арабском языке. В данных произведениях было описано строительство мечетей и различных бытовых зданий, фортификационных сооружений, границы отдельных сельских общин - все это находило отражение в надписях, создавая в совокупности более или менее полную сводку жизни народа, его военно-политической, хозяйственной и идеологической деятельности. Это свидетельствует также о появлении определенного слоя населения, владеющего арабской грамотой и составлявшего тексты для нанесения в том числе на камень.
Уже выработался особый трафарет для текстов - строительных и эпитафий: в строительных обычно сообщалось об объекте строительства или реставрации, имя мастера, его профессиональное звание, имя писца, а также дата строительства; на надмогильных же надписях - формула единобожия или текст из Корана, имя обладателя этой могилы и его отца, время смерти.
Таким образом Ислам и арабская культура стали факторами нового развития всех народов Дагестана. Местные народы смогли воспринять новую религию и культуру, вместе с тем учитывая местные обычаи и уклад жизни (адаты). Все вместе сделало Дагестан одной из самых самобытных культурных регионов.
Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Рамзан Хациев