Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Наследие мусульманской цивилизации. Астролябия

«Мы украсили ближайшее небо красотою звезд» 
[Коран, 37:6] 

В средневековой мусульманской культуре знание («‘ильм», обозначающее также ученость, науку) было тесно связано с моралью и воспитанием положительных нравственных качеств. Поэтому подъем материальной и духовной культуры в мусульманском мире сопровождался интересом его населения к научным знаниям. Мышление народов мусульманского Востока в эпоху арабского халифата развивалось под влиянием синтеза исламских ценностей и значительных достижений естественных и философских наук. Одной из значимых областей знаний, которая получила развитие в мусульманском мире, была астрономия. Мусульманские ученые, руководствуясь кораническим императивом к познанию, стремились к открытию новых граней мира, созданного их Творцом. Для такой благородной цели использовались различные средства и инструменты, - либо перенятые у других народностей, либо разработанные самими мусульманами. Одним из таких инструментов является астролябия – многофункциональный инструмент, сыгравший значительную роль в развитии астрономии. 

Слово «астролябия» имеет греческие корни ἁζηρο – «звезда» и λάβον – «брать», что подразумевает возможность измерить положение звезды, иными словами «взять ее с неба» (араб. asṭurlāb). 

Самые ранние экземпляры астролябии были созданы в эпоху позднего эллинизма, не позднее IV в. н. э. Астролябия стала своего рода основой античных знаний и пронесла эти знания через страны Ближнего Востока, Центральной Азии, Индии, северной Африки, Европы на протяжении как минимум полутора тысяч лет – с IV по XIX в. Астролябия в ее классическом варианте содержала весьма разнообразную информацию, относящуюся к науке своего времени: астрономические, географические, математические, технические, лингвистические и культурологические данные. Астролябию использовали в комплексе с астрономическими таблицами, вычисляли географические координаты (например, направление Киблы), часто астролябии содержали в себе термины, названия звезд, разнообразную справочную информацию, в том числе имена мастеров или их династий, а их поверхности украшались орнаментами и художественными элементами. 

Распространение астролябии в странах Востока и Европы (IX – конец XIII в.) отличалось интенсивностью и шло параллельно с распространением Ислама. Из центральных областей Багдадского халифата инструмент попал в Индию, а через мусульманскую часть Испании – в Европу. Астролябия стала основным и самым распространенным астрономическим инструментом. Первым мусульманским астрономом, которому приписывают умение конструировать астролябию, был Ибрахим ал-Фазари (ум. ок. 777). Он работал при дворе халифа ал-Мансура в Багдаде. Басрийский ученый Машаллах ибн Асари (740–815) составил классический трактат об астролябии, который долго служил образцом для подражания. Наиболее ранняя из дошедших до нас – работа арабского автора Йакуба ал-Кинди (ок. 801–873). Одновременно с ал-Кинди в Багдаде работали ал-Фергани (ок. 798–861) и Хабаш ал-Хасиб (ок. 770 – ок. 17 870). В числе первых авторов, писавших об астролябиях, был и ал-Хорезми (ок. 783 – ок. 850). Очень важно, что сохранились реальные инструменты того времени. Самая ранняя астролябия хранилась в Археологическом музее Багдада и датировалась концом VIII в. Астролябий, датируемых ранее 1000 г., сохранилось всего 11 экземпляров (лишь три из них имеют точную дату). Экземпляры астролябий из мусульманского Востока хранятся и в коллекциях Государственного Эрмитажа в Петербурге и в Музее Востока в Москве. В XI в. на линии соприкосновения двух цивилизаций в Андалусии (современная Испания) повторился процесс передачи знаний, похожий на греко-арабский, но теперь от арабов в Европу. Арабские трактаты массово переводились на латинский язык, который считался языком науки. 

Позднее в XI – XVII вв. происходит совершенствование конструкции инструмента. В рассматриваемый период происходили различные улучшения в шкалах, появлялись новые типы астролябий для особых целей, в том числе для повышения ее универсальности. Одним из первых ученых, который внес изменения в инструмент, был мусульманский ученый ал-Бируни (973–1048). У него впервые встречается астролябия, снабженная механизмом с зубчатыми колесами. Такой инструмент позволял показывать лунные фазы и взаимосвязь лунного месяца и солнечного года. Примером дальнейшего кардинального усовершенствования астролябии может служить конструкция арабского астронома и математика аз-Заркали (1029–1087), работавшего в Кордове (Испания). Он предложил универсальный инструмент для использования на любой широте. 

Классическая астролябия включала следующие элементы: 
• корпус с углублением и подвесом — каркас всего инструмента; 
• тимпаны, представлявшие собой местную (горизонтальную) систему координат наблюдателя; они содержали линии горизонта, меридиана, круги равных высот и азимутов; каждая сторона тимпана предназначалась для использования на одной конкретной широте; тимпанов могло быть от одного до десяти; 
• паук – систему небесных (экваториальных) координат; 
• алидаду с визирами — приспособление для наблюдения звёзд ночью и Солнца днём; эти наблюдения были основой для вычисления времени и решения некоторых астрономических задач.


Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Ильгиз Давлетшин

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: