Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Нравственность - лучшая проповедь Ислама

В своем обращении я бы хотел сделать наставления о важной составляющей религии – нравах (ахляк). Мы много говорим о том, что нужно получать исламские знания, узнавать больше информации об Исламе и для этого Всевышний дал нам огромные возможности: Интернет, наличие в книжных магазинах массы религиозной литературы,  возможность  слушать лекции, читать статьи и т.д. Но основная проблема, возникающая c мусульманами с Исламом в целом, особенно в  регионах, где мусульмане не составляют подавляющее  большинство, а являются меньшинством, к примеру, в  Москве, Санкт-Петербурге  и других регионах, нехватка самого главного составляющего религии – ахляка.

Из  проблем мусульман в Москве, самой насущной является нехватка мечетей, возникающая  по той простой причине, что местные жители боятся мусульман, потому что они видят, как порой представители мусульманских народов, проживающие в Москве, ведут себя, бросая тень или портя репутацию Ислама в целом.

Если один мусульманин совершает недостойный поступок, на него обращают внимание не как на россиянина, а  как на  представителя определённой нации  либо представителя Ислама. И у местного населения складывается стереотип, общее представление, что все мусульмане такие, что если позволять мусульманам строить мечети, проводить молитвы там, где им захочется, то неподобающие действия будут происходить в массовой форме. Настороженное отношение к мусульманам складывается,  в основном,  из-за поведения самих мусульман.

Если мы вернёмся к  истории  распространения Ислама, то вспомним, что  он распространялся благодаря стараниям  не столько проповедников-миссионеров, а благодаря обычным людям. Взять, например, Индонезию, где на данный момент проживает самое большое количество мусульман. В эту страну Ислам пришёл не с помощью оружия мусульман, не посредством талантливых  миссионеров, а с помощью купцов, которые вели свой обычный образ жизни, но при этом не забывали, что они мусульмане. Ислам для  них не был лишь пустым звуком, они его воплощали  в  повседневной жизни. И, в конце концов, индонезийцы, малайзийцы, вступая в деловые, торговые, в дружеские отношения с мусульманами, видя, насколько чисты и понятны  нормы ислама, волей-неволей начали тянуться к их религии, желая лучше узнавать, почему они такие.  «Мы встречали раньше торговцев-китайцев, индусов, но не встречали с их стороны хорошего к себе отношения, а мусульманские купцы говорили, что их научил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) этой нравственности, у них есть Священная книга Коран, которой они должны следовать»,– рассказывали очевидцы  встреч с первыми мусульманами. И за короткий период времени индонезийский архипелаг (Индонезия, Малайзия и другие страны) принял Ислам. Такая же ситуация возникала и в России, и в Средней Азии, и в Восточной Африке, и в Западной Африке. Ислам распространялся с помощью обычных людей, которые не были докторами исламских наук, не изучали Ислам в интернете, они просто жили в Исламе. Ислам проявлялся в их практической стороне жизни.

Нам, современным мусульманам, очень важно, чтобы о нас думали хорошо, чтобы Ислам у людей  не ассоциировался с терроризмом, насилием, угнетением, поэтому мы должны улучшать свои нравы и показать красоту Ислама.

Часто бывает, что мусульмане, приезжая на джума, создают неудобства для окружающих людей, паркуют машины на проезжей части улицы, везде, где вздумается, на замечания же многие из них могут  заявить: «Я читаю джума, мне никто не должен мешать, 30 минут я должен посвятить Аллаху. А всё, что творится  за пределами мечети, что там люди будут ждать проезда – это их проблемы, они не выполняют фарз, на них грех, а не на мне».   Такой человек не понимает суть Ислама,  не умеет сопоставить обязанность совершения пятничной молитвы с другими положениями ислама, например, хадисами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который говорил, что у всего есть своё право (хак), т. е., у дороги тоже есть своё право, ты не должен причинять неудобства другим людям, даже в том случае, если выполняешь религиозные обязанности, согласно Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Когда мы читаем намаз в мечети, мы ставим перед собой сутру (преграду). С какой целью? Для того, чтобы не стеснять в движениях других братьев-мусульман, чтобы они могли спокойно пройти, если спешат, например. То есть Ислам показывает нам, что мы не должны выполнять свои фарзы, ущемляя в правах других людей. И в целом не забывать хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который сказал, что я был ниспослан лишь для того, чтобы довести до совершенства нравы, поэтому нравственную сторону никоим образом нельзя забывать. Ислам без ахляка, Ислам без нравственности, Ислам без проявления его в жизни, – это просто сухая форма. От такого Ислама не будет никакой пользы, пост превращается в обычную диету, намаз – в физическую зарядку, зикр – просто в бессмысленное повторение, хадж – в туристическую поездку, если от этих видов поклонения (ибадатов) нет пользы окружающим, т. е. ты не видишь проявление Ислама в жизни.

Раис-хазрат Измайлов

Проректор по научной работе МИУ

Ислам.ру

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: