Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
20 сентября 2018
Санкт-Петербург
04:38
Фаджр
06:38
Шурук
12:52
Зухр
16:53
Аср
19:05
Магриб
20:35
Иша

О вере и благотворительности согласно тафсиру А.-Ю. Али

Вера выражается далеко не только на словах. Мы должны чувствовать Его присутствие, Его благодать. Если мы достигаем этого чувства, то пелена спадает с наших глаз — тогда любая фальшь, все сиюминутное и преходящее проявляются и не способны более порабощать нас; тогда мы способны узреть Последний день с такой очевидностью, как будто он уже наступил. Мы также ясно увидим, как вершится неустанная работа Творца в Его мире и внутри нас самих: мы увидим силу Всевышнего, Его воинство (ангелов), Его Посланников и Его послания — они уже будут не в отдалении от нас, а станут частью нашего знания, наших мыслей и переживаний.

Религия должна стать для нас источником силы, а не слабости, во всех наших делах она должна вдохновлять и укреплять нас, а не служить помехой, препятствующей достижению благой цели. Если мы вынуждены принять участие в жестоком сражении или перенести тяжелые испытания и лишения, то и неверующим приходится испытывать в жизни то же самое, что и верующим, с той лишь разницей, что верующий человек полон надежды на помощь Всевышнего, тогда как у неверующего нет в этом поддержки и опоры.

Одним из проявлений веры на деле является истинная благотворительность. Но практические проявления благотворительности имеют ценность только тогда, когда они одухотворены чувством любви, вдохновляются любовью. Поэтому и выполнение наших обязанностей также облекается в разную форму в зависимости от того, по отношению к кому выполняются эти обязанности. В аятах Корана отражена мудрая последовательность при оказании помощи нуждающимся: наши родные и близкие, сироты (включая любых людей, оставшихся без помощи и поддержки); люди, оказавшиеся в действительной нужде, но не обращающиеся за помощью и не прибегающие к просьбам (наш долг — найти людей и узнать их нужды: мы должны стремиться оказать помощь таким людям прежде всего); странники, по отношению к которым мы должны соблюдать законы гостеприимства; люди, которые обращаются за помощью и имеют право о ней просить, т. е. не просто ленивые попрошайки, а те, кто ищет нашего сочувствия и содействия в той или иной форме, и нашим долгом является оказание им такой помощи.

Наши обязанности не исчерпываются проявлением благотворительности и набожности в отдельных случаях. Обращаясь к молитве и выполняя долг благотворительности, мы также должны следить за результатами наших направленных усилий; в исламском государстве практическое осуществление мусульманских добродетелей является частью государственной жизни: на государственном уровне организуются общественные молитвы, общественная помощь нуждающимся и прочие виды взаимопомощи; обеспечивается выполнение договоров и обязательств, а также другие явления общественной жизни, связанные с вопросами долга и справедливости.

При обсуждении проблем благотворительности и милосердия обычно затрагиваются три вопроса: 1) что мы должны дать? 2) кому мы должны давать? 3) как мы должны давать? Очевидно, правомерен следующий ответ. Давать нужно действительно что-то полезное и ценное, благодатное, способное помочь нуждающимся, поддержать их. Это могут быть нужная вещь или деньги, рука помощи в трудную минуту, добрый совет или доброе слово. Все, что вы ни делаете доброго, есть проявление благотворительности и милосердия. С другой стороны, если вы под знаком благотворительности выбрасываете что-либо бесполезное или вам не нужное, то в таких жестах нельзя усмотреть какого-либо милосердия и добродетели. Тем более не может быть и речи о какой-либо добродетели, если вы делаете что-то со зловредными намерениями, например, если даете нож душевнобольному или если вы даете кому-то наркотики либо лекарства, сладости или даже деньги (с целью подкупа или обольщения): такие услуги можно назвать дарами, достойными проклятия.

Кому вы прежде всего должны оказывать помощь? Многих искушает возможность заработать мирскую славу и оказать помощь с расчетом на громкую похвалу, имея в виду самоутверждение и корыстную саморекламу. При этом упускается из вида главное: помощь должна оказываться бескорыстно и тем, кто нуждается в ней прежде всего. Здесь опять-таки нельзя говорить о добродетели и милосердии; вы уподобляетесь мошенникам, обманывающим доверие страждущих. О любом благодеянии судят по мере отсутствия корысти. Прежде всего вы должны учитывать действительную степень нужды и потребности в вашей помощи: если отсутствует такое искреннее стремление, то, значит, ваши действия отмечены проявлениями эгоизма. Как должна оказываться помощь? В глазах Всевышнего добродетельной может считаться только помощь, чуждая всякого притворства, показухи и любой неискренности.

Фальшивая благотворительность людям напоказ, «чтобы люди могли это видеть», — на самом деле и не благотворительность вовсе; разумеется, в таких случаях невозможно предположить и малейшее проявление еще более высокого и благородного свойства человеческой души — милосердия. Фальшивая же благотворительность не только омерзительна, но и кощунственна, ибо она растворена в безверии. Вообще любая фальшь всегда сопутствует безверию и отступничеству — от истинной веры во Всевышнего, в будущность и Судный день. «Аллах в совершенстве видит все, что вы творите» (2:265). Неискреннюю, не идущую от души благотворительность можно сравнить с бесплодной, давно омертвевшей скалой, на которую случайно занесло горстку земли. Обильный дождь, благодаря которому плодородная почва становится еще щедрее и дает богатый урожай, смывает ничтожный слой случайно занесенной земли с этой скалы, полностью обнажая ее безжизненность, ее мертвенный каменистый скелет.

Искреннее же милосердие и благотворительность можно уподобить плодородной ниве или цветущему саду, выгодно расположенным на благодатной возвышенности. Их орошают щедрые дожди, почва впитывает и сохраняет необходимую влагу, но лишняя вода после обильного ливня уходит вниз с цветущих благодатных высот — а там всегда сохраняются здоровые и благоприятные условия, позволяющие выращивать и снимать баснословно богатый урожай. Но даже если эту плодородную, благодатную возвышенность не оросит достаточно щедрый дождь, то ее всегда напитает роса и даже этой сравнительно малой влаги будет достаточно в соответствующих условиях и для поддержания плодородия почвы, и для сохранения необходимого урожая. Так и человек милосердный, искренне благодетельный всегда здоров и надежно укреплен в своей нравственности и духовности: он пребывает в самом выгодном положении и на достаточно высоком уровне перед ликом Аллаха, чтобы снискать Его милость, а также Его дары и щедроты, которые он не пытается скопить, а то и припрятать из эгоистичных соображений, но пускает их в оборот свободно и разумно, используя свои богатства и таланты не бездумно, но широко и великодушно — ради своих ближних и на благо всего общества. В трудное для него время он усердно и добросовестно будет выполнять любую работу, довольствуясь тем, что имеет. Он стремится во всем быть угодным Аллаху и всячески укрепиться в вере.

Истинные проявления милосердия и великодушия неизменно сопровождают правоверных только на пути истинном, пути Господнем, пути искреннего служения Всевышнему и к Нему устремленном. Милосердие и искренняя благотворительность всегда бескорыстны и не нуждаются ни в каких вознаграждениях и воздаяниях в этом мире. Эти поистине высокие качества чужды всякому бахвальству и самовосхвалению. Великодушие и непритворные благодеяния не могут иметь ничего общего с какими-либо попреками, несправедливостями или унижениями, которые иные «благодетели» позволяют себе по отношению к «облагодетельствованным», — действительно милосердный и благодетельный человек и в мыслях не допустит возможности делать себе «рекламу» и хвастаться тем, что он кому-то помог в трудное время и хоть в какой-то степени (может быть, даже скорее символично) облегчил бремя нужды, обрушившейся на несчастного человека. Поистине доброта, сердечность и великодушие, закрывающие глаза на людские недостатки и прегрешения, составляют саму суть милосердия. И если за совершенное благодеяние человек не рассчитывает ни на какие награды и выгоды, то он получит (разумеется, не помышляя об этом) обильное и достойнейшее вознаграждение от Господа.

В великий день расплаты многие ценности будут смещены. Богатство, как оно понимается в этом мире, не будет более иметь ценности. Разве не следует из этого, что мы должны использовать наши богатства, которые имеем в этой жизни, так, чтобы могли обрести их в жизни последующей. Это подразумевает все виды сделок — обмен, куплю и продажу и т. д. Давайте будем тратить богатство в этом мире, где оно является ценностью, и заработаем себе «небесные сокровища». В последующей жизни каждый человек будет оцениваться за свои личные достоинства и личную ответственность; ни один не сможет помочь другому. Давайте же помогать друг другу здесь, чтобы стать праведными и благочестивыми и чтобы наш личный вклад мог быть засчитан там.

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: