Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
20 сентября 2018
Санкт-Петербург
04:38
Фаджр
06:38
Шурук
12:52
Зухр
16:53
Аср
19:05
Магриб
20:35
Иша

О воспитании детей в исламском благочестии согласно тафсиру А.-Ю. Али к суре «Лукман»

В этой суре рассматривается тема конца творений. Что есть мудрость? Где ее следует искать? Решит ли она загадки времени и природы, и приведет ли нас ближе к Аллаху тот мир, что выше физического? Ответ на это будет утвердительным, если, как советует мудрый Лукман, вы преисполнитесь человеческой мудрости, обратитесь к Аллаху в истинном поклонении, наполните каждое деяние жизни истинной добротой и будете избегать ложного поклонения, которое нарушает Божественный закон, и соблюдать золотую середину добродетели. На это указывает каждое знамение в природе.
Ранние искатели благочестия получили руководство, в отличие от тех, кто устремился за ложными ценностями и погиб: все творения свидетельствуют в пользу этого. Мудрость, выраженная Лукманом, состоит в том, чтобы искренне служить Аллаху и во всем соблюдать умеренность.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
12. Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный».
Мудрый Лукман, в честь которого названа эта сура, — легендарный арабский герой. О его жизни известно очень мало, обычно считается, что он прожил долгую жизнь, и его прозвище было Муаммар («долгоживущий»). Считается, что он жил во времена адитов. Лукман — образец совершенной мудрости. Он вел очень скромный образ жизни, отказавшись от мирской власти и царства, став простым плотником или даже рабом. Ему приписываются многие поучительные истории, подобно басням Эзопа в греческой традиции. Идентификация Лукмана и Эзопа не имеет исторической основы, хотя возможно и то, что эти традиции влияли друг на друга.
Основа морального закона направлена на благо человека, а не для выгоды Аллаха, ибо Он превыше всех нужд и «славен», т. е., даже поклоняясь Ему, мы делаем это не ради Него. Подчиняясь Его воле, мы приходим в согласие со своей собственной природой в том виде, в каком она была сотворена Всевышним.
13. Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью».
14. Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие.
Лукман считается образцом мудрости. Он сумел достичь вершин мудрости, поскольку в своей внутренней жизни ориентировался на высочайшую надежду. Для него, как и в Исламе, истинная человеческая мудрость была также и Божественной мудростью, их невозможно было разделить. Началом любой мудрости, таким образом, является подчинение воле Аллаха (аят 12). Это означает, что мы должны понимать, как нам следует относиться к Нему, и поклоняться Ему правильным образом (аят 13). Затем мы должны быть добры к своим близким, начиная со своих собственных родителей (аят 14), ибо эти два долга не противоречат друг другу, но сливаются в один. Там, где они вступают в противоречие, это означает, что что-то не так в душе человека.
Молочные зубы у ребенка вырастают к двум годам, становясь, таким образом, препятствием для грудного вскармливания.
15. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили.
Когда обязанность по отношению к человеку вступает в противоречие с обязанностью к Аллаху, это означает, что что-то не так в человеческой душе, и мы должны подчиняться Всевышнему, а не человеку. Но это не означает, что мы должны быть высокомерными или дерзкими. С родителями и с людьми, облеченными властью, мы должны быть добры, почтительны и вежливы, даже в том случае, если они приказывают делать то, что мы не должны делать, и таким образом неподчинение становится нашим высочайшим долгом.
Поклонение иным созданиям, кроме Аллаха, есть поклонение ложным богам — тому, что чуждо нашему истинному знанию, тому, что противоречит нашей чистой природе, сотворенной Всевышним.
В случае, когда возникает явное противоречие между разными видами долга, мы должны подчиниться воле Аллаха, как было приказано Им. Таков путь тех, кто любит Бога, и то, что они не подчиняются родителям или человеческой власти там, где это неподчинение предписано законом Всевышнего, не является бунтом или неповиновением с их стороны, но свидетельствует об их любви к Творцу — истинной любви, в самом высоком смысле этого слова. Причина этого следующая: «И вы, и я вернемся к Аллаху, поэтому не только я должен подчиниться воле Создателя, но и вы не должны требовать ничего, что противоречило бы Его воле».
Эти конфликты могут показаться нам странными и привести в замешательство в этой жизни. Но в присутствии Бога мы увидим их истинный смысл и значение. Может быть, что таким образом проверялась наша истинная стойкость: ибо нелегко любить человека и в то же время ослушаться его.
Аяты 14–15 не являются прямой речью Лукмана, но комментируют его учение. Он говорил как отец, обращаясь к сыну. Эти аяты могут рассматриваться как общий вывод учения Лукмана, обращенного не только непосредственно к его сыну, но и ко всем людям, хотя в любом случае, поскольку Лукману была дарована мудрость от Аллаха, это ясно выраженные Божественные принципы.
16. О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах — Проницательный (или Добрый), Ведающий.
Горчичное семя настолько маленькое, что люди могут не обратить на него внимания, но не Аллах. Далее говорится о том, что горчичное семя может быть спрятано под горой, или в расщелине скалы, или же потеряно на земле или в небесах, но Богу известно все, и Он выведет его, т. е. включит в общий подсчет.
17. О сын мой! Совершай молитву, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость.
18. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов.
Буквально использованное слово «щека» имеет дополнительный оттенок значения — «высокомерие, наглость», а именно, высокомерие того, кто занимает высокое положение, по отношению к нижестоящим. Также подразумевается самодовольство и чувство надменного превосходства.
19. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос — это рев осла.
«Золотая середина» — вот ключ философии Лукмана, так же, как и философии Ислама. Таким должен быть результат истинного понимания нашего отношения к Аллаху и к иным Его творениям, особенно к людям. Во всем будь скромен. Не спеши и не будь медлительным. Не будь болтливым и не будь молчаливым. Не будь шумным и не будь робким. Не будь самоуверенным и не будь трусливым. Если ты обладаешь терпением, то это придаст тебе решительность и силу духа, что позволит храбро сражаться в жизни. Если ты сдержан, то это позволит тебе избежать излишней самоуверенности, не повредив при этом своему истинному духу и разумной решительности.
20. Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами? Но среди людей находится такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знания, ни верного руководства, ни озаряющего Писания.
Аллах творит независимо от человека, но Он в Своей бесконечной милости даровал человеку способность подчинить силы природы и проникнуть в высочайшие тайны при помощи своего разума и интуиции. Это не просто вопрос силы. По Его универсальному плану все находится под защитой Всевышнего. Но удел человека, как мы можем видеть, в высшей степени замечателен.
Милость и щедроты Аллаха во все времена действуют во благо нам. Иногда мы видим их, а иногда нет. Во всем, что доступно нашему восприятию, мы можем увидеть милость Всевышнего. Но даже это иногда находится вне сферы нашего знания. Когда наш внутренний, духовный взор ясен, мы можем видеть милость Аллаха в действии, но часто не подозреваем об этом, хотя она действует постоянно.
Таким людям не хватает знания, их интеллект не востребован ими, а их страсти уводят их в сторону, им не хватает руководства, поскольку они не терпят контроля над собой, и плоды Откровения или духовного взора не доступны им, поскольку они отвергли веру и Откровение.
21. Когда им говорят: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!», они говорят: «О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы». А если сатана позовет их к мучениям в Пламени?
Они не осознают, что в духовном мире, как и в физическом, происходит постоянное развитие живых созданий. Они духовно мертвы, поскольку держатся за традиции своих предков, многие их которых являются вредными и ведут к наказанию.
22. Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел — за Аллахом.
Все возвращается назад к Аллаху. Он — наша окончательная цель, и Он — окончательная цель всех вещей.
23. А если кто не уверовал, то пусть его неверие не печалит тебя. Им предстоит вернуться к Нам, и Мы поведаем им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о том, что в груди.
Уверовавшие не должны огорчаться из-за того, что люди отвергли веру. Они должны исполнять свой долг и вести остальных к Аллаху. Каждая душа должна вернуться к Нему в Час расплаты, ведь Он знает все, и Его универсальный план преисполнен мудрости.


Подготовил Дамир Хайретдинов

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: