Особенности ханафитской религиозно-правовой школы в вопросах вероубеждения
Тематика связана с концепцией Абу Ханифы по вопросам вероубеждения. Не лишним будет повториться, что он находился в качественно другом положении по сравнению с жителями Мекки и Медины, что стало причиной использования собственного мнения, которая называется «ар-рай». В частности, эта идея повлияла на то, что ханафитская религиозно-правовая школа стала лёгкой, умозрительной и толерантной, исходя при этом из рациональных доводов аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха. При оглашении своих решений по спорным или не ясным вопросам представители школы «ар-рай» старались не просто буквально понимать первоисточники, но и рационально осмысливать, естественно, не переходя рамки исламских принципов. Под рациональным осмыслением понимается совершение иджтихада (усердствовать) на пути осмысления тех или иных предписаний. Заслуга Абу Ханифы в данном вопросе заключается в том, что, когда он выстраивал доводы в пользу общественного блага, вывел методику «ар-рай» на новый уровень, сделав фактически совершенной.
Ещё одной отличительной чертой концепции Абу Ханифы является следующая идея: «Деяние - не есть вера и вера - не есть деяние; утративший деяние не является утратившим веру, ибо обрёл он веру без деяния» («Завещание о единобожии»; «Письмо Усману аль-Батти»). То есть он объяснял, что вера – внутреннее убеждение и словесное признание: «Вера – это свидетельство («аш-шахада») и убеждённость в это. Верующие равны в вере и единобожии, превосходя друг друга в деяниях своих (Аль-Фикх аль-Акбар). И тут нельзя оставить без внимания точку зрения ханбалитов (последователей одной из четырёх религиозно-правовых школ, которая названа по имени основателя – имама Ахмада ибн Ханбаля (около 780-855 гг.), считающих, что вера человека зависит от совершаемых им благих поступков. Тут видно, что существует вариация. С одной стороны - мнение ханафитской религиозно-правовой школы, а с другой - ханбалитской. Однако, оба мнения правомочны и имеют место быть (Продолжение следует).
Текст подготовил: имам-преподаватель ДУМ СПб и ЛО Фанис Хамидуллин.