Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
23 мая 2019
Санкт-Петербург
02:05
Фаджр
04:05
Шурук
12:55
Зухр
18:41
Аср
21:47
Магриб
23:17
Иша

Развитие школ "опьянения" и "трезвости" в раннем суфизме (продолжение)

Основателем второй мощной школы в суфизме также стал суфий из Персии по имени Абу-л-Касим б. Мухаммад б. ал-Джунайд ал-Багдади. Данная школа названа в противоположность учению ал-Бистами - «школой трезвости». Ал-Джунайд признал, что экстатическое слияние с Богом возможно, но говорил своим последователям, что необходимо идти дальше, от «опьянения» к «трезвости». 

Ал-Джунайд ал-Багдади считается умеренным суфием, целью которого было найти гармонию с принятым, правоверным исламом. Хотя если изучить его биографию, можно заключить, что его любовь к правоверному исламу диктовалась не принятыми им убеждениями, а скорее осторожностью. Есть мнение, что эта осторожность проявлялась в его трактатах, которые были написаны сложным и туманным метафорическим языком.

А. Д. Кныш пишет, что «в поздней суфийской традиции ал-Джунайд ал-Багдади представлен еще и как создатель «науки о Божественном единстве» (‘илм ат-таухид), и первый глубокий знаток мистических «состояний» (ахвал, ед. ч. хал), которые испытывает суфий, идущий по мистическому пути. Но, Александр Дмитриевич отмечает, что данное утверждение не совсем корректно, т.к. другие его соплеменники также оставляли труды, в которых давали описание своих собственных «состояний». 

Как я уже отмечал, учение ал-Джунайда ал-Багдади написано сложным и туманным языком. Тем не менее, идеи, которые можно выделить из его учений, сводятся к тому, что суфий, погрузившись в Бога, созерцает Его единство, тем самым доходя до того, что мистик полностью утрачивает свою личность и растворяется в Боге. Данное явление получило название «[само]уничтожение» (фана). После этого следует состояние «пребывание в Боге» (бака), именно на данном этапе явление, суфий стремится передать людям Божественное знание. Т.е. целью суфия не является просто уничтожение своей индивидуальности, а наоборот, ему необходимо идти дальше, дабы вернуть все свои утраченные качества, но уже в преображенном и одухотворенном виде, чтобы передать Божественные знания для просвещения и усовершенствования мира. «Мистик возвращается в этот мир в состоянии «пребывания в Боге» (бака), которое дарует ему новую, истинную жизнь в Боге». Это и есть «трезвость» как противоположность «опьянению».

Важным моментом здесь является то, что ал-Джунайд ал-Багдади в отличие от других «опьяненных» суфиев, не ставил целью выплеснуть наружу свои переживания, как это сделали представители школы «опьянения», дабы не вызвать враждебность ученых и народа в свою сторону и в сторону своих учеников. Большинство последующих суфиев и суфийских братств свои учения строили именно на «трезвых» основах, которые проповедовал ал-Джунайд ал-Багдади. 

Среди его последователей и учеников было большое количество влиятельных суфиев, благодаря которым суфизм смог достигнуть небывалого расцвета. Исследователи называют их время «золотым веком суфизма». 

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что именно «прагматический» суфизм способствовал переходу от аскетического благочестия к практике мистического «соединения» с Богом, т.к. среди первых суфиев в основном были распространены аскетические настроения. Чтобы достичь внутренней близости с Богом, они полностью отдавали себя суровому аскетизму и размышлениями над текстами Священного Писания. Мы с вами кратко разобрали школы «прагматического» суфизма и определили их цели. Смогли увидеть со стороны, как относились ученые, государство и простой народ на данные явления. 

В истории суфизма отчетливо видно, что в дальнейшем подавляющее число многочисленных суфиев и суфийских тарикатов относили себя к одному из этих двух школ, а через эпонимов данных явлений возводили свою генеалогию к пророку Мухаммаду. И все это способствовало тому, что в дальнейшем суннитское богословие начинает признавать суфизм. Уже к XII–XIII в. – XV в. начинают складываться более прочные объединения суфиев – ордены.



Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Фанис Салахетдинов

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: