Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
23 апреля 2018
Санкт-Петербург
03:20
Фаджр
05:20
Шурук
12:57
Зухр
18:00
Аср
20:36
Магриб
22:06
Иша

Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации

13 ноября глава Санкт-Петербургского Мухтасибата Дамир Мухетдинов провел лекцию в СПбГУ под названием «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации». В тот момент, когда мировое сообщество сталкивается с новыми вызовами, некоторые из которых имеют религиозное измерение, выступление Дамира Мухетдинова на Восточном факультете старейшего российского университета вызвало особый интерес: 2,5 часа вместо 1,5 положенных, 40-45 человек в аудитории, рассчитанной на 30 и продолжительные овации в конце лекции. По мнению одного из слушателей: «Это было не просто выступление перед студентами о насущных проблемах сегодняшнего дня, связанных с исламом; это была прокламация жизненной необходимости раскрытия всего того потенциала, что есть у мусульманского богословского наследия России». Мы предлагаем вашему вниманию наиболее интересные моменты его выступления.

«Говоря о российских мусульманах, мы должны понимать: это не «где-то там», в Средней Азии или на Кавказе, это не «вот только сейчас приехали», «понаехали», а российские мусульмане - это 1400 лет истории. При правлении праведного халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) мусульманские воины появились на территории Северного Кавказа, в г. Дербенте (по араб. Баб аль-Абваб). Однако потребовалось много времени, чтобы арабы смогли укрепиться на этих территориях в VII веке. В Волжской Булгарии официальное принятие ислама датируется 922 годом. Из этого следует: ислам был принят только Волжской Булгарией в 922г., христианства в 988г., а принятие ислама в Северном Кавказе было в седьмом веке. Это нам говорит, что ислам на территории нашей страны -  это ее история, неотъемлемая история России. Говоря об исламе в Западной Европе или Америке, то мусульмане на этих территориях представлены как переселенцы (мухаджиры), а мусульмане России являются коренными жителями этой страны. Поэтому любые фразы вроде «возвращайтесь к себе на родину», «езжайте к себе на кишлак» со стороны исторической науки являются не правильными.

После этого следует золотоордынский период, когда в 1313 г. хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии. На следующий год будет отмечаться 750-летие основания Золотой Орды в 1266 г. как отдельного, обособившегося от Монгольской империи государства.

Следующий период начался, когда Иван Грозный захватил Казанское и Астраханское ханства. Некоторые историки хотят противопоставить в этом между собой ислам и православие, мусульман и христиан, а на самом деле это не так. В том же войске Ивана Грозного были мусульмане, представленные в лице шаха Али. Также во время Куликовской битвы на стороне Дмитрия Донского были татары, а на стороне хана Мамая были русские. По этому поводу был задан вопрос В.В. Путину - приедет ли он на празднование организованной круглой дате Куликовской битвы, на что он ответил: «Во-первых, не все так ясно, надо разобраться, кто за кого воевал. Если мы говорим о русской элите, о царях, то в том же Иване Грозном текла чисто татарская кровь; Борис Годунов - первый законный царь после рюриковичей - тоже татарских кровей». Надо отдать должное руководству нашей страны, Патриарху Кириллу, которые всегда подчеркивают, что Россия - многонациональное, многоконфессиональное государство, и без осознания этих моментов трудно сохранить нашу государственность.

Говорят, что вот мусульмане – кровожадные: режут баранов, когда наступает священный праздник Курбан-байрам. А ведь мусульмане берут пример, возрождая традицию Ветхозаветных пророков. В любой академической книге написано, что ислам - это религия, которая возникла в VII в., но если спросить мусульманина, то он ответит, что все пророки, от Адама до Иисуса, были мусульманами, т.е. «смиренными Господу». Также пророк Мухаммад (с.а.с.) никогда не говорил, что он принес новую религию, а наоборот, в одном из хадисов он сказал: «Я всего лишь последний кирпичик в основании здания, который называется таухид (единобожие»).

В начале XVIII в. мусульмане заново, в третий раз, начинают налаживать связь с Бухарой и Самаркандом, и в 1788 г. после активных восстаний башкир, татар в Поволжье Пугачева, Разина, вынудил царицу Екатерину создать некую автономию, и, чтобы в рамках этой автономии они имели свое судопроизводство. На арабском это звучит «махкама аш-шария» т.е. шариатский суд. На русский язык это переводилось «Оренбургское собрание». Таким образом, мусульмане получили 200 лет для активного развития. Так чего добились, чему научили мусульмане весь мир? Многому. Например, первый печатный Коран был издан в Казани. Мусульмане в Америке, Швеции, Финляндии, Корее, Японии появились благодаря проповедникам-татарам. В 1935 г. была построена первая мечеть в Токио благодаря татарскому проповеднику Абдурашиду Ибрагиму, который проживал в Санкт-Петербурге. Мусульмане того времени пришли к тому, что выбрали казыем (судьей) впервые в истории ислама женщину. Богословы тех времен задали новый тренд, который называется джадидизм (обновление). И как это не удивительно, но обновленчество пришло не из Казани и не из Уфы, а именно из Санкт-Петербурга. Ведь именно здесь жил и работал известный богослов, востоковед, арабист, тюрколог Хусаин Фаизханов, который после изучения исламских и светских наук в 1850 г. выпустил маленькую книжку под названием «Ислах аль-мадарис» («Реформа медресе»). В ней говорится, что изучая богословские науки надо параллельно изучать и светские, русский язык. И за счет этой книги у него появилось много оппонентов. И в одной из переписок с кадимитским богословом они спорили: можно ли изучать русский язык? Кадимитский ученый пишет: «Если вы будете говорить и изучать русский язык, то вы отнесетесь к неверным». А Хусаин Фаизханов отвечал: «А разве вы не знаете хадис пророка: «Кто изучит язык народа то, как минимум он обезопасит себя от вреда этого народа»? А после привел аят, в котором говорится: «И из Его знамений то,  что Он сделал вас различными по цвету кожи и то, что вы говорите на разных языках» (30:22).  

 Почему все это так подробно было разъяснено? Потому что все, что касается так называемого «Исламского государства», ДАИШ, все это -  результат средневекового мышления. В средние века было противостояние мусульман и христиан, когда на ответ завоевательным походам арабов были крестовые походы с целью освобождения своих земель; когда столкнулись полумесяц и крест. Эти события вынуждали средневековых мусульманских богословов мыслить в категориях войны. Поэтому отсюда идет неверная интерпретация основополагающих положений Священного Корана. И это привело к тому, что полмира говорят: «Нужно реформировать ислам!» Саудовская Аравия и другие арабские страны пережили некую трансформацию. Было выступление Абд аль-Фаттах ас-Сиси в Аль-Азхаре, который заявил: «Нужна религиозная революция. Нужно пересмотреть весь набор богословских дисциплин и то, что вы учите и читаете в учебных заведениях. Без пересмотра этого, невозможно жить не то что «в ногу со временем», а мусульманский мир будет прибывать в средневековых стереотипах. Без пересмотра этого кроме как ригоризма, эксклюзивизма, насилия вы ничего породить не сможете». Мусульманский мир находится в смятении. С одной стороны - призывы к реформации, а с другой - лицемерие, совершенно иные стандарты. Когда в Мекке у выхода из Заповедной мечети стоят, курят - никому до этого нет дела. Также в современных книгах по мусульманскому праву пишется о таких вещах, которые уже не актуальны в наше время; которые закладывают средневековый образ мышления.

Мусульманские богословы настолько вытеснили из своего быта Коран, что готовы сказать: «Вот такой-то ученый сказал то-то и то-то». У салафитов свои ученые, на которых они ссылаются, у тарикатистов - свои. Необходимо ссылаться на первоисточник, на Коран, что говорит Бог о том или ином вопросе. Не ученые аль-Альбани, Абу Ханифа или аль-Газали, а Коран. В качестве примера можно привести хадис, в котором Пророк (с.а.с.) говорит: «Приказывайте своим детям молиться, когда им будет семь лет, и бейте их, когда им будет десять». Это в Саудии утренний намаз в шесть часов целый год. А у нас зимой в семь утра, а летом - в три ночи. И если десятилетний ребенок будет каждый день вставать в три ночи и молиться, а потом в семь уходить в школу, то он заболеет гипертонией. А это противоречит основополагающим принципам Корана, который призывает не губить самих себя. Вообще, если говорить о хадисах, то не может быть такого, что все, что приписывают Пророку (с.а.с.) - является достоверным. Главный хадисовед имам аль-Бухари знал шестьсот тысяч хадисов, а в другой версии говорится, что миллион. Он включил в свой сборник только шесть тысяч, а с учетом повторов - только три.

Ислам в основе своей призывает к самому главному – к императиву человеческой души. В Коране сказано: «Если кто-либо убил одну невинную душу, то как будто он убил все человечество», такая же фраза есть и в Библии. Человек - это венец творения, все вращается вокруг человека. Есть такое замечательное выражение - «Поклонение Богу через служение людям». Если человек живет в некой абстракции от людей или в некоем закрытом социуме, считая, что он поклоняется, намаз читает,  постится, а остальные пусть горят сизым пламенем, то это как раз глубокое непонимание религии. В качестве аргумента можно привести известный хадис. Когда Господь послал ангелов наказать развратную деревню, ангелы спустились и увидели одного набожного человека, который  живет праведной жизнью. Ангелы сообщили это Богу: «Как мы можем их наказать, ведь среди них есть такой богобоязненный человек»,  на что последовал приказ: «С него и начинайте». Если после изучения Корана и хадисов человек не стал кротким, милосердным, и его сердце не стало смиренным и мягким, то этот человек изучал не ту религию. Изучение Корана не может привести к озлоблению человека. Потому что вся история Пророка (с.а.с.) доказывает обратное. В него кидают камнями, бьют, а он в ответ просит прощения у Аллаха за свой народ, он не отвечает тем же. Пророк (с.а.с.) прибег к оружию только тогда, когда курайшиты перешли все границы. Они терпели, когда их били, клали кишки на их спины, когда они молились, но когда их начинали убивать, перед мусульманами родилась первая дилемма - а можно ли отвечать агрессией? После этого Аллах ниспосылает аят, в котором мусульманам разрешается отвечать военными действиями.

Пока не будет возврата к Корану, к кораническому гуманизму, который возрождали, в том числе и российские богословы как Х.Фаизханов, М.Бигиев и другие, мир будет находиться в постоянной конфронтации.

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: