Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
17 сентября 2019
Санкт-Петербург
04:30
Фаджр
06:30
Шурук
12:53
Зухр
17:01
Аср
19:15
Магриб
20:45
Иша

Шерифская империя Алауитов Марокко в XVII – XVIII вв.

"Расцвет Алауитов" 

Как нами было отмечено, уже во время правления Мулай Рашида держава Алауитов начала укреплять свои позиции в Марокко. Были взяты основные марабутские центры. Преследовались спасшиеся шейхи марабутов. 

Следующим правителем алауитов был султан Мулай Исмаил (1672-1727 гг.). Он считается наиболее яркой фигурой в политической истории Алауитского Марокко, так как благодаря ему случилось воссоединение Марокко и укрепление позиций перед европейскими державами. Мулай Исмаил в 1681 г. освободил от европейцев г. ал-Мамур, в 1684 г. г. Танжер, в 1689 г. г. Лараш и др. Благодаря ему, освободили почти все западное побережье Марокко. Планы же по оттеснению османов на восток от Алжира не принесли плодов. При Мулай Исмаиле столицей стал город Мекнес. Находясь у власти, он создал военный и административный аппарат управления. На короткое время восстановил свою власть над Сахарой и заметно расширил отношения с европейскими державами. 

После смерти Мулай Исмаила, династические распри, давление османов, рост марабутской оппозиции чуть не привели к распаду государства. Привести все в порядок смог лишь внук Мулай Исмаила – Сиди Мухаммад бен ‘Абдаллах (1757-1790 гг.). Для того, чтобы подорвать марабутскую оппозицию, Сиди Мухаммад бен ‘Абдаллах обратился к опыту ваххабитов Саудовской Аравии. Он начал наносить удары по наиболее сильным и влиятельным марабутским центрам. Развивая морскую торговлю, он получал доход от таможенных пошлин и сборов за предоставление прав монопольной торговли. Сиди Мухаммад бен ‘Абдаллах оказался первым главой государства, признавшим независимость США. 

Следующим видным правителем Алауитов был Мулай Слиман (1792-1822 гг.). Он также ставил планы по внедрению ваххабитских идей в Марокко, чтобы покончить с марабутскими завиями, но попытки были тщетны. 

В заключение, отметим, что с первых десятилетий существования султаната Алауитов в Марокко ему были присущи сложные и противоречивые взаимоотношения с местными мурабитами. Неспособность погрязших в распрях правителей защитить своих подданных от угрозы со стороны европейских государств раз за разом служила толчком для оживления марабутских завий. Более того, важную роль здесь играл народ. Если правители были заняты властью, то в это же время марабуткие завии и шейхи общались с людьми и проповедовали им, тем самым влияли на них. 

Во время «марабутского кризиса» 1603-1668 гг., первые правители Алауитов смогли объединить северные и южные территории Дальнего Магриба и установить свою власть. Начавшаяся вслед за этими событиями стабилизация политической жизни Шерифской империи обозначила новый этап в ее истории и привела к существенным сдвигам во внутреннем положении страны. Вторая половина XVII - начало XVIII в. в истории Марокко вызывает особый интерес, поскольку именно этот период отмечен многочисленными попытками султана Мулай Исмаила реформировать вооруженные силы, флот, административный аппарат и вывести свою страну в ряд ключевых держав западного Средиземноморья. 

Период 1757-1822 гг. стал своего рода кульминацией доколониальной эпохи Алауитской династии. Именно в середине XVII - начале XIX вв. произошло окончательное оформление шерифской политической практики и соответствующих структур и институтов. 

Как уже мы отмечали выше, благодаря многим обстоятельствам вкупе с устойчивостью, гибкостью и высокой адаптивностью государственных институтов, позволили исламской монархии сохранить свой авторитет в марокканском обществе не только в средние века, но и сегодня. 

Марокко и сегодня сохраняет монархическую форму правления, институты монархии занимают одно из важнейших мест в его государственно-правовой системе, а принадлежащая королю высшая светская и духовная власть имеет исключительно важное идеологическое значение и закреплена в конституции страны. 



Текст подготовил: имам ДУМ СПб и ЛО Фанис Салахетдинов

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: