Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Традиция в новой форме

Монир Шахруди Фарманфармаян родилась 16 декабря 1922 года в городе Казвин (Иран). Она является одним из выдающихся деятелей иранского искусства современности.

Особенность ее творчества - соединение иранских геометрических узоров с западной абстракцией. Она широко использует традиционную мозаику из хрусталя.

Примерно в 1970-х годах художник посетила знаменитую иранскую мечеть Шах-Черах в Ширазе. С «высоким купольным залом ... покрытым крошечными квадратными, треугольными и шестиугольными зеркалами», как и многие другие древние иранские мечети. Это событие стало поворотным моментом в творческом поиске Монир. В своих мемуарах она писала:
«Само пространство было будто в огне, лампы пылали в сотнях тысяч отражений... Это была сама Вселенная, архитектура превращалась в представление, все движение и плавный свет, все твердые частицы трескались и растворялись блеском в пространстве, в молитве. Я была ошеломлена».

Стремясь смешать иранскую традицию зеркального искусства с художественными практиками вне строгости иранской культуры, «предлагая новый способ взглянуть на древние эстетические элементы этой земли, используя инструменты, которые не ограничены определенной географией», Фарманфармян выражает циклическую концепцию духовности, пространства и баланса в своих мозаиках. 

Работы Монир находятся во многих общественных коллекциях по всему миру, в том числе: Музей Метрополитена, Музей современного искусства Чикаго, Музей изобразительных искусств в Хьюстоне, Квинслендская художественная галерея и другие. В декабре 2017 года музей Монир открылся в Тегеране в Негарестанском саду, дворцовом комплексе времен правления династии Каджар (1795–1925), бывшем музее культуры, который позже был был закрыт.



Текст подготовил: преподаватель ДУМ СПб и ЛО Саида Валеева

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: