Богословие
-
Актуальность ханафитской религиозно-правовой школы в современном российском обществе
Хариджиты - это те, которые откололись от большей части мусульман в 657 году в битве при Сиффине в своё время. В начале их деятельности, к ним примкнуло большое количество людей, в надежде найти идеальное общество с равными правами. Однако, в итоге, их радикализм и жестокость, вызвали ненависть со стороны большинства населения. И благодаря Абу Ханифе, хариджиты трансформировались в умеренное движение. Можно привести следующий пример, хариджиты считали, что мусульманин совершивший большой грех, является неверующим. Однако по формуле Абу Ханифы, нельзя было никого из «людей киблы» ни обвинять в неверии из-за греха и ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму и удерживать от дурного.
Тут можно продолжить, что если в каждом, кто совершает грехи, отрицать веру, то как быть с сподвижниками, которые воевали друг против друга. Нельзя оставить без внимания ассасинов, которые убивали тех, кто с ними не согласны и легко шли на самоубийство (под влиянием наркотических средств).
-
Особенности ханафитской религиозно-правовой школы в вопросах вероубеждения
Тематика связана с концепцией Абу Ханифы по вопросам вероубеждения. Не лишним будет повториться, что он находился в качественно другом положении по сравнению с жителями Мекки и Медины, что стало причиной использования собственного мнения, которая называется «ар-рай». В частности, эта идея повлияла на то, что ханафитская религиозно-правовая школа стала лёгкой, умозрительной и толерантной, исходя при этом из рациональных доводов аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха. При оглашении своих решений по спорным или не ясным вопросам представители школы «ар-рай» старались не просто буквально понимать первоисточники, но и рационально осмысливать, естественно, не переходя рамки исламских принципов. Под рациональным осмыслением понимается совершение иджтихада (усердствовать) на пути осмысления тех или иных предписаний. Заслуга Абу Ханифы в данном вопросе заключается в том, что, когда он выстраивал доводы в пользу общественного блага, вывел методику «ар-рай» на новый уровень, сделав фактически совершенной.
Ещё одной отличительной чертой концепции Абу Ханифы является следующая идея: «Деяние - не есть вера и вера - не есть деяние; утративший деяние не является утратившим веру, ибо обрёл он веру без деяния» («Завещание о единобожии»; «Письмо Усману аль-Батти»).
-
Месяц шабан
Вот уже несколько дней как наступил месяц шабан, который предшествует благословенному месяцу поста. Это еще один шанс для верующего подготовить себя духовно и физически к, поистине, великому поклонению – посту. В изречении пророка Мухаммада (мир ему) сообщается:
«Это месяц (шабан) между раджабом и рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом Вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост».
Предпочтительно в этот месяц соблюдать пост, во-первых, согласно вышеприведенному хадису, в этот месяц поступки людей представляются Аллаху, во-вторых, чтобы подготовиться к месяцу рамадан, дабы не было трудно поститься в течение этого месяца.
Жена пророка Аиша (да будет доволен ей Всевышний) говорила, что «Пророк ни в каком месяце (кроме рамадана) не держал пост больше, чем в месяце шаабан, поскольку он весь месяц проводил в посте». -
Биография Абу Ханифы и причины становления его концепций
Абу Ханифа Нуман бин Сабит (является муджтахидом) родился в 80-ом году по хиджре или в 699 году по грегорианскому календарю в Иракском городе Куфа. По происхождению являлся персом. Как известно многим, он является основоположником одного из четырёх правовых школ, иными словами мазхабов, ханафитской правовой школы. Один из первых мазхабов, который стал записываться и распространяться. Он с детства занимался фикхом, собирал предания саляфов («Саляф – это представители первых трех веков: сподвижники, идущие вслед за ними (табиины), идущие за идущими вслед за сподвижниками (табиу-табиины)»).
Абу Ханифа также считается «табиином», по той причине, что при жизни застал сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он обладал очень хорошими качествами, такими как набожность, осмотрительность в вопросах дозволенного и запретного, знанием фикха и смышлёностью. Рассмотрение его биографии имеет важную роль по той причине, что он жил в Ираке. Обстановка же в Ираке была весьма не воодушевляющей с точки зрения рассмотрения или понимания религиозных решений по тем или иным вопросам, то есть по религиозно-правовым вопросам. Ирак являлся центром слияния множества религиозных наук.
Теперь более подробнее о вариации по религиозно-правовым вопросам в Ираке. Там существовали такие школы, как «ахлюльхадис» и сторонники научной школы «калям».
-
Кодификация текста Корана после смерти Пророка (мир ему)
После смерти Пророка Мухаммада (мир ему) главой мусульманского государства его ближайший соратник Абу Бакр (ум. 634). Короткий период его правления был отмечен волнениями в различных областях Аравийского полуострова. Одни арабские племена перестали выплачивать закят, другие вовсе отказались исповедовать ислам и решили восстановить племенные традиции. Медина подверглась нападению бедуинов, и халиф был вынужден разослать отряды для поддержания стабильности в этих областях. Наибольшие потери мусульмане понесли в боях в Йамаме, где погибло, примерно семьдесят знатоков Корана. Одним из первых серьезность происходящего осознал Умар ибн ал-Хаттаб. Он поделился своими опасениями с халифом Абу Бакром и потребовал от него утвердить единый список Корана. Абу Бакр не решался, однако после долгих споров Абу Бакр согласился, что отсутствие такого свода в будущем может привести к искажению писания.
Собрание текста Корна было поручено Зайду ибн Сабиту, образованному мусульманину, который с одиннадцати лет находился рядом с Пророком (мир ему). Зайду было поручено взять за основу свои собственные записи и собрать все, что было записано другими сподвижниками. Согласно традиции, почти весь текст Корана сохранился в письменной форме сразу у нескольких сподвижников, и только последние два аята из суры «Покаяние» были записаны лишь одним сподвижником. -
Ислам – это путь к познанию и нравственности
То, что знания крайне необходимы человечеству, что знания и мудрость высоко ценятся в Исламе, - является хорошо известным и часто повторяемым фактом. Сквозной темой многих коранических аятов и хадисов является тема разума и познания. Во многих аятах звучат выражения вроде «размышляйте», «вникайте», «неужто они не разумеют», «для людей размышляющих» и др.:
«На высшую ступень Бог поднимает уверовавших и знающих» [58:11]
«Неужели равны знающие и не знающие» [39:9]
«Поистине, в создании небес и земли и в смене дня и ночи – знамения для обладающих разумом» [3:190]
Важность разумного осмысления принималась уже во времена Пророка (мир ему), который был реформатором своего времени и общества, в котором он жил. Именно благодаря последующему многовековому руководству разумом мусульманская цивилизация достигла расцвета к X–XI вв., опередив другие культурные центры того времени. Мусульманские ученые, философы, мутакаллимы, суфии – все они стремились к познанию Всевышнего Аллаха и созданного Им мира. Они были заняты осмыслением происхождения человека, его места и роли в мироздании, определением его познавательных способностей, границ его воли, задумывались над вопросом о том, каков идеальный человек и каков должен путь к совершенству. Мусульмане переосмысляли наследие предков и перенимали и развивали идеи иных культур и традиций в русле коранических ценностей, что привели к последующему первенству мусульманских ученых во многих областях знаний.
Мусульманская цивилизация не стояла на месте, она постоянно развивалась, ей всегда был присущ идейный плюрализм, культурное многообразие и главенство знания над невежеством, нравственности над порочностью. -
Мекканские и мединские суры
Знание обстоятельств, места и времени ниспослания конкретного аята помогает лучше понимать Коран. В мусульманской среде интерес к данной теме появился уже при жизни сподвижников Мухаммада (мир ему).
Традиционно принято разделять аяты на мекканские и мединские: мекканскими называются аяты, ниспосланные до хиджры в Медину, а мединскими — аяты, ниспосланные после хиджры, даже если это произошло в самой Мекке при ее освобождении или во время прощального хаджа.
На начальном этапе целью коранического откровения было единобожие, а также призывы жителям Мекки отказаться от языческих обрядов. В ранних сурах разъясняется губительность потакания своим страстям и слепого следования предкам, настойчиво повторяется призыв к размышлению над порядком во Вселенной.