Диалог религий
-
Муфтий Гайнутдин: Необходимо воспитание в студентах аналитических способностей, богословского, философского и гуманитарного мышления
Выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на IX Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» на тему «Исламская теология и задачи исламского образования».
-
Дамир Мухетдинов: Ислам − внутренне плюралистичная духовная традиция
Доклад первого заместителя председателя ДУМ Российской Федерации, имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамира Мухетдинова на Международном форуме по сближению мазхабов «Единство Ислама – единство мусульман: основания диалога». Тема выступления «Мусульманская умма: единство в разнообразии»:
Я полагаю, своеобразие ислама состоит в том, что это внутренне плюралистичная духовная традиция. Ислам допускает разномыслие по многим вопросам. Внешнее разнообразие не противоречит духовному единству. Здесь я хотел бы напомнить известный хадис, который, хотя и не вошел в канонические сборники, все же пользуется большой популярностью у муджтахидов. Пророк (мир ему) сказал: «Разногласие в моей умме являются милостью». И действительно, мы видим разногласия по многим правовым, вероучительным и философским вопросам, однако само по себе это не является причиной конфликтов. Скорее, это внутренняя сложность, разноликость, богатство ислама. Конфликты начинаются тогда, когда одна из групп претендует на выражение позиции всех мусульман.
-
Памятник Ивану Грозному - назло христианской морали?
Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имам-мухтасиб Дамир Мухетдинов на своей странице в livejournal рассуждает о нашумевшей инициативе об увековечивании памяти царя Ивана IV Грозного:
Сразу два российских региона - Орловская и Владимирская области объявили о намерении поставить осенью 2016 года памятники царю Ивану Грозному. Идеализация моими современниками правителя, имя которого стало фактически синонимом бессмысленной и человеконенавистнической жестокости, меня удручает.
-
Европа и Ислам — новые вызовы, новые горизонты
Было бы, пожалуй, лучше, если бы коммунистическая система не распалась и советская империя не обрушилась. Горькая ирония состоит в том, что тот, кто не верил в коммунизм и не считал жизнь в советской империи идеалом, начинает серьезные дебаты с подобной фантазии. Но существуют основания для того, чтобы я открывал дискуссию об отношениях между Европой и мусульманским миром этими словами.
События, которые произошли после крушения коммунистической власти и распада советской империи и последующие дебаты и аргументы были таковы, что они делают это фантазирование допустимым. Позвольте мне вспомнить следующие заявления г жи Маргарет Тэтчер на совещании Североатлантического договора, состоявшемся 7 июня 1990 г., до коллапса коммунистической системы: «Большую часть времени существования НАТО нашей задачей было защищать наш образ жизни против агрессивного врага с экспансионистской идеологией… Ныне пейзаж, к которому мы так привыкли, когда смотрели в восточном направлении, меняется радикально…
Каждому, кто спросит: “Имеет ли НАТО будущее?”, мы ответим громоподобным “Да”… Нам нужно подумать о том, как расширить роль НАТО от предотвращения войны к строительству мира: выявить угрозы, с которыми мы столкнемся в будущем, и силы и стратегии, которые нам понадобятся, чтобы отражать их; и посмотреть на то, как НАТО будет согласовываться со многими другими организациями, которые будут вершить будущее Европы. Если это нам удастся, то мы гарантируем, что НАТО останется столь же значимой и даже ведущей организацией на следующей фазе, как и в прошлом…
-
Рамадан для христиан
Рамадан для христиан
Рамадан в Европейских странах стал настолько нормальным явлением, что даже многие христиане устраивают праздничные ужины в течении этого месяца. В таких странах как Америка, Англия, Франция, Испания и Германия проживает ни один миллион мусульман и Рамадан становится настолько неотъемлемой частью жизни общества, что немусульмане начинают проявлять к нему интерес и, по крайней мере, не испытывают негатива. Для приверженцев других религий мусульманский пост так же становится особенным временем года. Невозможно не замечать изменений в ритме жизни, когда миллионы верующих мусульман создают абсолютно новую атмосферу в стране
Помимо соблюдение ежедневных религиозных практик, верующие стараются совершенствовать свой иман путём совершения благих дел как для самих себя (дополнительные молитвы и обряды), так и для близких и даже незнакомых людей (посильная помощь нуждающимся, благотворительность).
Абсолютно неважно, где мы рождены, неважно какого цвета наша кожа , неважно даже то, кем мы являемся в повседневной жизни, важно лишь то, что все мы стремимся к довольству Аллаха и успехам на пути ислама. Перед Всевышним истинно верующий мусульманин-араб ничем не отличается от пришедшего в ислам европейца. Они оба стараются делать всё возможное, чтобы жить в соответствии с исламом, и чтобы ислам сам стал смыслом их жизни.
-
Мусульманские духовно-просветительские центры — как механизм профилактики межэтнических трений
19 августа в городе Гатчине Ленинградской области прошла рабочая встреча с представителями национальных и религиозных общественных организаций области, организованная Комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленобласти.
Выступая с докладом, посвященным новым рискам возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов и мерам по их предупреждению на ранних стадиях, и отвечая на один из вопросов из зала, доцент Алексей Гайдуков отметил, что во всей Ленинградской области функционирует только 2 мусульманские религиозные организации, и ни одной — в Гатчинском районе.
«Функционирование мусульманских духовно-просветительских центров, наподобие того, что было создано в конце прошлого года в Красном Селе — стало бы отличным подспорьем для профилактики межконфессиональных трений», - уверен выступивший с места на встрече председатель гатчинского татаро-башкирского общества «Юлдаш» Ильяс Норов.
-
Пусть ветви не забывают о едином корне!
Размышления над Выступлением муфтия Гайнутдина «Вера Авраама – основа нашего взаимодействия!»
Слово муфтия «Вера Авраама – основа нашего взаимодействия!» я передал как его приветствие на открытии 6 съезда Федерации еврейских общин России в Москве 26 февраля 2015 года. Хочу поделиться с вами размышлениями на поднятые им темы, тем более, что это не первое послание муфтия в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне и не первое его обращение к нашим согражданам-иудеям. Так, недавно он опубликовал своё Послание «Семьдесят лет без Освенцима».