Обряды и традиции
-
Стекло, подобное жемчужной звезде…
«Аллах – Свет небес и земли. Свет Его подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде…»
[Благородный Коран, 24:35]
Позолоченные и покрытые эмалью лампы в убранстве мечетей и дворцов – являлись одним из распространенных видов мусульманского искусства, особенно в эпоху Мамлюков. Эти лампы представляли собой большие вазы, которые либо подвешивались к потолку цепями, закрепляемыми на ручках этих ваз, либо устанавливались в молельных нишах. В лампу заливалось масло, которое плавало поверх воды. Вода также заливалась в лампу для того, чтобы эту лампу охлаждать. В лампе помещался фитиль, закрепленный таким образом, чтобы не быть погруженным в масло. В большие, богато декорированные лампы обычно помещались лампы меньших размеров.
Несмотря на то, что большое число таких ламп было обнаружено в Египте, местом их производства были Дамаск и Алеппо.
Представленная на снимке лампа была выполнена в первой половине XIV в. в Египте либо в Сирии. Ее подвеска была сделана на несколько столетий раньше, чем лампа. В период ее создания роспись стекла еще не была распространена. На ней должна была крепиться лампа с совсем иным декором, однако, поскольку изделия из металла сохраняются гораздо лучше, чем стеклянные, такие подвески могли служить несколько столетий. Подвеска имеет форму так называемой «руки Фатимы» - символа, распространенного по всему мусульманскому миру. -
Развитие школ "опьянения" и "трезвости" в раннем суфизме (продолжение)
Основателем второй мощной школы в суфизме также стал суфий из Персии по имени Абу-л-Касим б. Мухаммад б. ал-Джунайд ал-Багдади. Данная школа названа в противоположность учению ал-Бистами - «школой трезвости». Ал-Джунайд признал, что экстатическое слияние с Богом возможно, но говорил своим последователям, что необходимо идти дальше, от «опьянения» к «трезвости».
Ал-Джунайд ал-Багдади считается умеренным суфием, целью которого было найти гармонию с принятым, правоверным исламом. Хотя если изучить его биографию, можно заключить, что его любовь к правоверному исламу диктовалась не принятыми им убеждениями, а скорее осторожностью. Есть мнение, что эта осторожность проявлялась в его трактатах, которые были написаны сложным и туманным метафорическим языком.А. Д. Кныш пишет, что «в поздней суфийской традиции ал-Джунайд ал-Багдади представлен еще и как создатель «науки о Божественном единстве» (‘илм ат-таухид), и первый глубокий знаток мистических «состояний» (ахвал, ед. ч. хал), которые испытывает суфий, идущий по мистическому пути.
-
Зеркало Востока
Немецкий архитектор и художник Густав Бауэрнфейнд (1848-1904) заинтересовался живописью довольно поздно. Вдохновленный путешествиями в Италию в 1873–1874 годах, он оставил свою карьеру архитектора, чтобы полностью посвятить себя живописи, изображая ландшафты и города Швейцарии и Италии. Но Бауэрнфейнд ищет новые темы, в том числе более экзотические. Очарованный Ближним Востоком, он совершает многочисленные поездки в Сирию и Ливан, прежде чем обосноваться в Иерусалиме в 1896 году. Именно тогда он создал большинство своих ориенталистких работ, на которых отразил богатую культуру Ближнего Востока.
-
Сельджуки. Политический строй организации и социально-экономическая жизнь (продолжение)
Говоря о социально-экономическом строе Сельджуков, то можно сказать, что они сохранили свои старые привычки и пристрастия, однако они были скорректированы с основными принципами новой веры. Первостепенной задачей является боеспособность армии. Тем самым два следовавших друг за другом правителя после Тогрул-бека, Арслан и Малик-шах, отдали процесс организации военной машины на руки Низама аль-Мулька. Тем самым он поделил на 24 части и поставил во главе каждого командира. Каждую весну воины проходили тяжёлую подготовку, где большое внимание уделялось на превращение их в хороших конников и стрелков.
Многие рядовые воины носили кольчуги и островерхие шлемы, у всех были щиты, а у многих офицеров – мечи. Во время Сельджукидов было принято передавать трон от отца к сын. Когда претенденты начинали активные действия в этом направлении, то проблему решали путём применения силы и трон получал сильнейший. В XIII веке функцию визиря, или премьер-министра, у сельджуков исполнял парване, или лорд-канцлер. Оммейады и Аббасиды имели тайную службу, который возглавлял сахиб харас, а сотрудникам вменялось в обязанность наблюдение за политически неблагонадёжными и казнь приготовленных к смерти. Однако Арслан упразднил это, вопреки советам Низама аль-Мулька. Коронация, большие военные победы и другие события национального масштаба традиционно сопровождались празднествами, которые отличались одно от другого лишь подаваемыми во время торжественной трапезы кушаньями, а также количеством и родом развлечений.
По причине более комфортной жизни, султан отдалился от своих соплеменников, тем самым появился новый класс – класс придворных и чиновников.
-
Абд аль-Кадир аль-Джилани
Суфий и основатель суфийского ордена Кадирийа.
Абд аль-Кадир был из Прикаспийского региона Персии и в подростковом возрасте отправился в Багдад, чтобы изучать закон и ханбалитскую школу теологии и права. Также в этом городе его привлекли учения суфийских шейхов.После нескольких лет скитаний по иракской пустыне в качестве аскета, он вернулся в Багдад, где стал ученым и популярным проповедником, привлёкший множество последователей, включая евреев и христиан, которых он обратил в ислам.
Центром его деятельности было медресе, где он преподавал религиозные дисциплины и делал наставления в качестве муфтия. В своих проповедях он призывал своих слушателей заботиться о бедных и нуждающихся, также он стремился гармонизировать правовые требования ислама с его духовными принципами. После его смерти в 1166 году, он был похоронен в своем багдадском медресе, которое впоследствии стало известной мечетью. Он считается основателем ордена Кадирийа, который распространен на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Азии, а также в Индонезии. -
Сельджуки. Политический строй организации и социально-экономическая жизнь
Политический аппарат стал складывать во время борьбы с газнавидами в Хорасане. Движение сельджуков послужило толчком к дальнейшему распаду родо-племенного управления и развитию феодальных институтов среди входивших в сельджукское объединение огузов и туркмен. Борьба с газновидами длилась долго, тем самым это стало причиной того, что произошла консолидация и массовое объединение огузов и туркмен вокруг сельджукской фамилии в Хорасане. Вытисняются пережитки военно-демократического строя, то есть остатки трансформированной власти народных собраний. Складывается более стабильный и мощный феодально-бюрократический аппарат для того, чтобы обеспечить прочное господство над покорёнными государствами. Начали создаваться органы государственного управления до окончательной победы над газнавидами в Хоросане. Например, управляющий какой-либо областью, наместник или же амил-чиновник, который занимался сбором налогов. Политическая структура происходила по нескольким этапам:
1) Первый этап с середины 30-х до начала 40-х
2) Второй этап с 40-х до середины 60-х
3) Третий этап, который является заключительным с 60-х до начала 90-х. -
Развитие школ "опьянения" и "трезвости" в раннем суфизме
Явление, появление которого соответствует уже начальному этапу развития ислама, в дальнейшем смогло охватить весь мусульманский мир. К сожалению, даже сегодня дать соответствующее определение такому явлению, как суфизм, представляется трудным. Многие исследователи отмечают, что слово «суфизм» происходит от арабского «суф» (шерсть), полагая, что это название было связано с одеждой представителей этой сферы. Свое мнение они подкрепляют сохранившимся трактатом по суфизму под авторством Абу Насра ал-Сарраджа. Но есть те, кто отвергает данное мнение, утверждая, что шерсть – «одеяние зверей» - не могло ассоциироваться с этим учением. Сами же представители данного явления, толкуют слово суфизм как производственное от «сафа» (чистота), т.е. это те люди, которые освободили себя от мирских привязанностей и страстей.
Начало формирования суфизма датируется второй половиной VIII в. Но в это время термины «ат-тасаввуф» и «ас-суфий» еще не использовались. Обычно говорили зухд (воздержание, отказ) или захид (аскет). Сегодня выделяют три этапа развития суфизма, но я не ставил целью изучить все эти этапы, а хотел бы остановиться на одном из них, в котором появились такие направления, как школа «трезвости» и «опьянения».Выделяются два основных направления в суфизме. «Интеллектуальный» и «прагматический» суфизм. Интеллектуальный суфизм ставил целью обосновать возможность мистического соединения с Богом, в то время как прагматический - объяснить непосредственное переживание единства с Богом и разработать практические пути достижения данной цели.