Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

200 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани


Люди придумывают деяния,

Но не действуют по ним.

Но святости можно добиться,

Лишь будучи по дороге

Верных предков.

 

(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 224).

Сегодня двести лет со дня рождения Шигабутдина Марджани – выдающегося отечественного татарского философа-богослова, историка, просветителя, навсегда вошедшего в плеяду прославленных мыслителей татарского народа и российских мусульман в целом.

Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как и в целом ДУМ Российской Федерации, на протяжении ряда лет проводит целенаправленную научно-просветительскую работу по популяризации отечественного богословского наследия, организуя широкоформатные научные обсуждения, выпуская многочисленную печатную продукцию и т.д.

Предлагаем вашему вниманию несколько выдержек из работ, посвященных наследию Шигабутдина Марджани, актуальность которых не гаснет и по сей день.

Марджани-хазрат об обвинении в неверии: «Неправильно обвинять в неверии человека, который обращается к Каабе (ахл ал-кибла) и произносит слова исповедания таухид, за ошибочные речи. Для обвинения его в неверии нужно знать, что он без всяких объяснений отрицает существование чего-то, что было передано от Пророка надёжным путём, и обвиняет Пророка во лжи. Для этого необходимо доказать, что отрицаемый человеком текст передан надёжным путём и отрицающий знает об этом, что человек отрицает текст без всяких объяснений и осознанно. Однако узнать всё это может лишь очень умный, обладающий трезвым умом и хорошей нравственностью человек, который к тому же хорошо осведомлён о взглядах и вероубеждении отрицающего. Даже при соблюдении всех этих условий, на основе хадисов Пророка «Если кто-то скажет другому: «Эй, неверный!»‚ один из них будет неверный», «Закрывайте глаза на ошибки тех, кто произнёс «Ля иляха иллял-лах», не обвиняйте в их неверии», «Если кто-то обвинит в неверии человека, произнёсшего «Ля иляха иллял-лах», он сам будет ближе к неверию»‚ «Если кто-то обвинит другого в неверии или скажет: «О враг Аллаха», и это не будет соответствовать действительности, произнёсший это сам будет неверным» можно сделать вывод, что в обвинении человека в неверии таится большая опасность. Поэтому такие великие имамы и муджтахиды, как Абу Ханифа и Шафи‘и, остерегались обвинять в неверии того, кто произносит слова исповедания таухида и обращает лицо к Каабе».

(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 195).

 

Шихабутдин Марджани: «Что касается религиозных действий и подобного им, то каждому необходимо руководствоваться в них шариатом, брать сведения из Корана, сунны, иджма (согласное мнение авторитетов ислама). Если же нет суждения на поверхности Корана, сунны или о нем нет согласного мнения авторитетов ислама, то необходимо принимать во внимание пригодность суждения и выносить иджтихад вместо него».

(Источник: Портал «Российское Мусульманство», URL: https://www.islamrf.org/3-tatarskoe-religioznoe-reformators)

 

На страницах «Назурат ал-хакк» Шихабуддин Марджани призывал к очищению ислама от непозволительных в религии нововведений, возврату к Корану, сунне и практике праведных предшественников (салаф). По его мнению, после эпохи праведных предшественников и их ближайших последователей, появляются первые тенденции падения нравов, исходящие из человеческой природы, а затем наступает полный упадок. Эпоха между подлинным исламом и современностью определяется Марджани как время «фанатизма и невежественного рвения» (ал-‘асабиййа вал-хамиййа ал-джахилиййа).

(Д. Шагавиев Просветительские и религиозные воззрения Шигабутдина Марджани / Портал «Российское Мусульманство», URL: http://www.islamrf.org/#!blank/jbdk8).

 

Одна из основных причин, по которой имамы критиковал Марджани и вступали с ним в разногласия:

Марджани долгое время изучал Коран, хадисы, исследовал мазхабы праведных предков и сравнивал нынешнее вероубеждение и поклонение с тем, что было в I и II вв. (хиджры). И на основе этого делал выводы. Марджани утверждал, что в наше время многие вопросы вероубеждения и исламского права отклонились от пути мусульман времен Пророка, что многое из сунны стало восприниматься как нововведение, а нововведения - как сунна, что в книгах алимов позднего периода встречаются многие моменты, противоречащие шариату. Когда Марджани задавали вопрос, связанный с шариатом, первым делом он исследовал, что говорится об этом в Коране и хадисах, а если в них не находил точного ответа, выяснял, что говорили ученые муджатахиды, изучал риваяты факихов и отвечал на вопросы, лишь после проверки доказательства истинности своих слов.

(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 134).

 

О спорах мутакаллимов относительно вопросов вероубеждения Шихабутдин Марджани говорил следующее: «Если в вопросах акиды человек, не довольствуясь тем, о чем говорится и что доказывается в Книге Аллаха и сунне Пророка, занимается каламом и спорами, это будет означать, что он занялся делом, выходящим за рамки приказов Всевышнего и своих обязанностей, что он ищет иной истинный путь, нежели путь, данный Аллахом, и иные доказательства нежели доказательства Пророка. Такие поступки же являются причиной отклонения от верного пути и гибели, о котором даже не подозреваешь, потому что в одном хадисе говорится: "Если в одну общину прокрадется спор он погубит ее"».

(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 167).

Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: