200 лет со дня рождения Шигабутдина Марджани
16.01.2018
Люди придумывают деяния,
Но не действуют по ним.
Но святости можно добиться,
Лишь будучи по дороге
Верных предков.
(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 224).
Сегодня двести лет со дня рождения Шигабутдина Марджани – выдающегося отечественного татарского философа-богослова, историка, просветителя, навсегда вошедшего в плеяду прославленных мыслителей татарского народа и российских мусульман в целом.
Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как и в целом ДУМ Российской Федерации, на протяжении ряда лет проводит целенаправленную научно-просветительскую работу по популяризации отечественного богословского наследия, организуя широкоформатные научные обсуждения, выпуская многочисленную печатную продукцию и т.д.
Предлагаем вашему вниманию несколько выдержек из работ, посвященных наследию Шигабутдина Марджани, актуальность которых не гаснет и по сей день.
Марджани-хазрат об обвинении в неверии: «Неправильно обвинять в неверии человека, который обращается к Каабе (ахл ал-кибла) и произносит слова исповедания таухид, за ошибочные речи. Для обвинения его в неверии нужно знать, что он без всяких объяснений отрицает существование чего-то, что было передано от Пророка надёжным путём, и обвиняет Пророка во лжи. Для этого необходимо доказать, что отрицаемый человеком текст передан надёжным путём и отрицающий знает об этом, что человек отрицает текст без всяких объяснений и осознанно. Однако узнать всё это может лишь очень умный, обладающий трезвым умом и хорошей нравственностью человек, который к тому же хорошо осведомлён о взглядах и вероубеждении отрицающего. Даже при соблюдении всех этих условий, на основе хадисов Пророка «Если кто-то скажет другому: «Эй, неверный!»‚ один из них будет неверный», «Закрывайте глаза на ошибки тех, кто произнёс «Ля иляха иллял-лах», не обвиняйте в их неверии», «Если кто-то обвинит в неверии человека, произнёсшего «Ля иляха иллял-лах», он сам будет ближе к неверию»‚ «Если кто-то обвинит другого в неверии или скажет: «О враг Аллаха», и это не будет соответствовать действительности, произнёсший это сам будет неверным» можно сделать вывод, что в обвинении человека в неверии таится большая опасность. Поэтому такие великие имамы и муджтахиды, как Абу Ханифа и Шафи‘и, остерегались обвинять в неверии того, кто произносит слова исповедания таухида и обращает лицо к Каабе».
(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 195).
Шихабутдин Марджани: «Что касается религиозных действий и подобного им, то каждому необходимо руководствоваться в них шариатом, брать сведения из Корана, сунны, иджма (согласное мнение авторитетов ислама). Если же нет суждения на поверхности Корана, сунны или о нем нет согласного мнения авторитетов ислама, то необходимо принимать во внимание пригодность суждения и выносить иджтихад вместо него».
(Источник: Портал «Российское Мусульманство», URL: https://www.islamrf.org/3-tatarskoe-religioznoe-reformators)
На страницах «Назурат ал-хакк» Шихабуддин Марджани призывал к очищению ислама от непозволительных в религии нововведений, возврату к Корану, сунне и практике праведных предшественников (салаф). По его мнению, после эпохи праведных предшественников и их ближайших последователей, появляются первые тенденции падения нравов, исходящие из человеческой природы, а затем наступает полный упадок. Эпоха между подлинным исламом и современностью определяется Марджани как время «фанатизма и невежественного рвения» (ал-‘асабиййа вал-хамиййа ал-джахилиййа).
(Д. Шагавиев Просветительские и религиозные воззрения Шигабутдина Марджани / Портал «Российское Мусульманство», URL: http://www.islamrf.org/#!blank/jbdk8).
Одна из основных причин, по которой имамы критиковал Марджани и вступали с ним в разногласия:
Марджани долгое время изучал Коран, хадисы, исследовал мазхабы праведных предков и сравнивал нынешнее вероубеждение и поклонение с тем, что было в I и II вв. (хиджры). И на основе этого делал выводы. Марджани утверждал, что в наше время многие вопросы вероубеждения и исламского права отклонились от пути мусульман времен Пророка, что многое из сунны стало восприниматься как нововведение, а нововведения - как сунна, что в книгах алимов позднего периода встречаются многие моменты, противоречащие шариату. Когда Марджани задавали вопрос, связанный с шариатом, первым делом он исследовал, что говорится об этом в Коране и хадисах, а если в них не находил точного ответа, выяснял, что говорили ученые муджатахиды, изучал риваяты факихов и отвечал на вопросы, лишь после проверки доказательства истинности своих слов.
(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 134).
О спорах мутакаллимов относительно вопросов вероубеждения Шихабутдин Марджани говорил следующее: «Если в вопросах акиды человек, не довольствуясь тем, о чем говорится и что доказывается в Книге Аллаха и сунне Пророка, занимается каламом и спорами, это будет означать, что он занялся делом, выходящим за рамки приказов Всевышнего и своих обязанностей, что он ищет иной истинный путь, нежели путь, данный Аллахом, и иные доказательства нежели доказательства Пророка. Такие поступки же являются причиной отклонения от верного пути и гибели, о котором даже не подозреваешь, потому что в одном хадисе говорится: "Если в одну общину прокрадется спор он погубит ее"».
(Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р.М. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р.А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г.Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015, С. 167).
Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Комментарии:
Пока нет комментариев