Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Дни мусульманской культуры в Санкт-Петербурге: репортаж ParsToday

Город на Неве является колыбелью и центром российского востоковедения: в Санкт-Петербургском университете уже третье столетие готовят специалистов высочайшей квалификации по восточным языкам, истории и культуре. В Институте восточных рукописей Российской академии наук хранятся и изучаются трактаты средневековых исламских ученых и первые экземпляры Корана, а Эрмитаж, где выставлены редчайшие образцы исламского искусства, уже не одно десятилетие возглавляет арабист с мировым именем – Михаил Пиотровский. Все, кто приезжает в Петербург и любуется величественной панорамой Невы с Дворцовой набережной, сразу же замечают вдалеке справа таинственный бирюзовый купол Петербургской мечети, которая уже больше века является достопримечательностью города. Однако лишь совсем недавно – 12 апреля 2016 года в Минюсте РФ официально была зарегистрирована новая религиозная организация - Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Санкт-Петербургский Мухтасибат). Его возглавил первый заместитель Председателя духовного управления мусульман Российской Федерации ответственный секретарь Международного мусульманского форума Дамир-хазрат Мухетдинов.

Его идею проведения Дней мусульманской культуры в Петербурге поддержали Совет муфтиев России, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы РФ, Министерство образования и науки РФ и Межрелигиозный совет России, Государственный Эрмитаж и Российский этнографический музей, Международный университет «Аль-Мустафа» и другие авторитетные организации и фонды.

В рамках Дней культуры, которые длились с 27 апреля по 7 мая 2016 года, прошли две научные конференции – «Бигиевские чтения» и «Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии». Были организованы показы документальных фильмов из цикла «Мусульмане, которыми гордится Россия», Всероссийский конкурс чтецов Корана, концерт мастеров искусств Башкортостана, выставка татарских шамаилей и современного изобразительного искусства на исламские темы, образовательные экскурсии и курсы повышения квалификации для сотрудников духовных управлений и педагогических работников религиозных организаций.

Дни мусульманской культуры в Петербурге открылись показом фильма иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад – Посланник Всевышнего». Фильм, считающийся самой дорогостоящей иранской картиной и выдвинутый на «Оскар», является первой частью трилогии о жизни Пророка, рассказывая о Его рождении и детстве до 12-летнего возраста. Для съемок картины был построен целый кинематографический город, воспроизводящий Мекку и Медину конца 6-го века от Р.Х. Режиссер, который семь лет работал над этим фильмом, лично приехал на его петербургскую премьеру. Перед показом фильма Дамир-хазрат Мухетдинов зачитал приветствие муфтия шейха Равиля Гайнутдина по случаю начала Дней мусульманской культуры, которые открываются фильмом «звезды первой величины в мире мусульманского кинематографа Маджида Маджиди», - говорится в приветствии. От себя лично Дамир-хазрат добавил, что в феврале на московской премьере фильма «Мухаммад – Посланник Всевышнего» сидевший в зале глава Союза кинематографистов России Никита Михалков вытирал слезы.

(голос Дамира-хазрата)

– И мне было приятно, что человек православный, русский, который снимает очень глубокие русские фильмы, так глубоко сопереживает, сочувствует и понимает то, что хотел передать мастер Маджид Маджиди. А это значит, что люди в других уголках планеты, даже будучи немусульманами, смогут по достоинству оценить этот нужный фильм, который объединяет представителей авраамической традиции. […] Я надеюсь, что этот фильм заставит нас задуматься. Если он дойдет до глубины наши сердец и душ, и хоть на немного мы станем чище, благороднее, добрее, и станем именно смиренными перед Господом Богом, значит, работа Маджида Маджиди достигла успеха. Она достойна уважения. Я сочувствую всем тем мусульманам и мусульманским странам, которые приняли решение о недопустимости демонстрации этого фильма в их странах. Молю Всевышнего, чтобы он даровал им здравый разум, здравый смысл, чтобы они посмотрели, познакомились с этим трудом и распространяли его во всех уголках нашей планеты. Приятного кинопросмотра!

(аплодисменты)

Фильм шел в кинотеатре «Аврора» почти три часа. В нем ни разу не было показано лицо будущего Пророка, так как это запрещено в исламской традиции. Но зрители увидели обстоятельства рождения Мухаммада, Его семью, свет, исходящий от чудесного ребенка, затем доброго и сильного духом отрока, которому спустя годы суждено было изменить сакральную историю человечества.

(музыка на титрах и аплодисменты)

Вот что сказала после просмотра фильма «Мухаммад – Посланник Всевышнего» одна из зрительниц Елена Верховская, предприниматель из Санкт-Петербурга:

– Скажите, как вам этот фильм?

– Вы знаете. Я просто счастлива! Потому что то, что я чувствую, совпало с идеей фильма – все мы дети Божии, Господь нас всех создал абсолютно одинаковыми, в каждого вложил какой-то талант, и свою искру, свой дух. Мы должны уважать друг друга и любить. Собственно, этого от нас Бог и хочет. Вот я всё думаю, зачем мы живем? А мы живем для того, чтобы красиво общаться. И Он только это и хочет видеть. Я сегодня благодарна господину Маджиди за то, что он, собственно, это и показывает.

На следующий день, 28 апреля, начала работу научно-теологическая конференция «БИГИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ», тема которой звучала так: «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в ХХI веке». В форуме приняли участие религиозные деятели, ученые и специалисты из 20 стран. Доклады на пленарном заседании сделали: Валид аль-Аммар, заместитель министра по делам Корана и исламских исследований Государства Кувейт; Фарид аль-Мифтах, заместитель министра юстиции, по делам ислама и вакфов Королевства Бахрейн; Халед Мулла, председатель Совета улемов Республики Ирак; Ахмад Мубаллиги, заместитель председателя Совета экспертов Исламской Республики Иран, ректор Университета изучения мазхабов, руководитель Центра исламских исследований при Исламском консультативном совете (г. Кум); Салман Чишти, руководитель Фонда Чишти, наследный хранитель суфийской святыни XI века хазрата хаджи Муинутдина Хасана Чишти (г. Аджмер, Индия), Сэр Икбал Сакрани, первый генеральный секретарь Совета мусульман Великобритании, член правления Всемирного исламского экономического форума (г. Лондон, Великобритания), Афра Джаляби, член редколлегии журнала «Право и религия» в университете Хэмлайн (Монреаль, Канада), Механна Зейнаб, член Совета попечителей Центра развития кадровых ресурсов (г. Бейрут, Ливан). Все они выступили в поддержку основного посыла конференции, прозвучавшего в приветствии председателя Оргкомитета конференции муфтия шейха Равиля Гайнутдина:

«…прежде чем идти на арену межрелигиозного взаимодействия, нам следует навести порядок в собственных представлениях о людях иной веры, пересмотрев губительную привычку сужать границы божественного милосердия. Именно поэтому в центр обсуждений нами предложено поместить представления мусульманских мыслителей о всеохватности божественной милости, на российской почве получивших развитие в трудах Мусы Джаруллаха Бигиева».

К сожалению, сам шейх Равиль Гайнутдин по состоянию здоровья не смог присутствовать на конференции. С программным докладом выступил его первый заместитель Дамир Мухетдинов, имам-мухтасиб Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Его выступление было посвящено необходимости создать новую философию религии, основанную на принятии положения о том, что спасение – не есть лишь удел мусульман, притом некоего определенного толка. Спасение – это удел всех верующих в единого Бога. Только на этом постулате в XXI веке можно построить конструктивный межрелигиозный диалог.                                                         

(голос Дамира-хазрата)

Я хотел бы остановиться на теме – проблеме религиозного многообразия.

В чем актуальность этой темы? И почему мы нуждаемся в особой мусульманской философии религии? На то имеется несколько причин.

Во-первых, гуманистическая и плюралистичная установка Корана в отношении представителей авраамической традиции явно расходится с теми интерпретациями айатов, которые давались некоторыми авторами классической эпохи. Существует опасность принять архаичные, локальные богословские и правовые решения за универсальную истину, заслонив тем самым вечное Слово Божье.

Во-вторых, идея религиозного многообразия получила лишь частичное осмысление в истории ислама, в частности в трудах аль-Фараби, Ибн Сины, ал-Газали, Ибн Араби и др. Этого явно недостаточно для нашего времени.

В-третьих, в сравнении с мыслителями прошлого, мы обладаем огромным массивом информации о других религиях. Эти религии уже несколько веков подробно изучаются специалистами, а на Западе – по крайней мере с XIX века – существуют разнообразные формы философии религии: христианские, иудейские, экуменические, атеистические и пр. Но нет ни одной фундаментально обоснованной мусульманской философии религии.

Между тем, мусульманам определенно есть что сказать в этой области. И Бигиев одним из первых представил систематическое видение проблемы…

Полностью текст доклада Дамира-хазрата Мухетдинова вы сможете прочитать, пройдя по ссылке на нашем сайте.

На пленарном заседании выступил представлявший Исламскую Республику Иран аятолла Ахмад Мубаллиги, заместитель председателя Совета экспертов ИРИ, руководитель Университета изучения мазхабов и глава Центра исламских исследований при Исламском консультативном совете (г. Кум). В своем докладе, прочитанном на чистейшем арабском языке, аятолла Мубаллиги призвал более эффективно использовать возможности межрелигиозного диалога, который, по его мнению, сейчас носит «абстрактный характер и не служит интересам уммы». При этом он подчеркнул, что необходимо бороться «со слепым религиозным экстремизмом, так как он наносит ущерб не только мусульманам, но и всему человечеству». «Основой наших взаимодействий должно стать стремление делать добро, а для этого необходимо общее видение проблемы», - сказал он. В перерыве я попросила доктора Мубаллиги поделиться с нашими радиослушателями своим мнением о значении этой конференции.

- Во имя Бога Милостивого и Милосердного!

Значение конференции связано с двумя главными моментами: первый - избранная для нее тема, призванная привлечь внимание мусульман к вопросу Божественной Милости, что является структурирующим началом и общим элементом всех небесных религий. Я считаю выбор этой темы очень актуальным. Второй момент заключается в том, что организаторы этой конференции постарались пригласить исследователей из различных стран для обсуждения данной важной темы.

Дело в том, что Божественная Милость – духовная сущность всех религий, и естественно, разные религии не должны сталкиваться между собой, так как, в таком случае, они не только отдалятся от источника своей веры, т.е. Милости, но и, наконец, это приведет к ситуации, разрушительной для всех религий. Поэтому лучше, чтобы они собрались вокруг источника Милости, и старались сделать его все явнее, проявлять признаки Милости в своей жизни, в частности, те признаки, которые считаются общими среди разных религий. Надо стараться найти решение кризисов человеческих обществ на основе Милости как общего элемента во всех религиях.

Причиной большинства проблем человека является насилие, которое противоречит Милости. Поэтому, если нам удастся создать дискурс на основе общей среди всех религий логики Божественной Милости, это придаст религиям изумительную мощь, что превратит их в серьезные явления на международном уровне, которые смогут решить проблему насилия. Кроме того, религии смогут распространять в обществах нравственность, духовность и веру в Бога, что и было целью провозгласивших их пророков. Ни одна Божественная религия не должна поддерживать насилие, так как в этом случае она отказалась бы от своей сущности, - сказал аятолла Мубаллиги.

После пленарного заседания прошли научные и творческие дискуссии, в которых приняло участие около 100 специалистов в области философии, теологии, истории, искусствоведения, литературы из 20 стран.

Секцию «Всеохватность божественной милости в философском контексте» вели председатель Российского общества исламоведов профессор Тауфик Камель Ибрагим и профессор «Высшей школы экономики», ведущий российский специалист по вопросам шариата доктор юридических наук Леонид Сюкияйнен. Одним из докладчиков на этой секции был ходжат-уль-ислам Хамид Парсания, профессор философии Университета г. Кум. Секцию «Богословское наследие реформаторов и его роль в формировании межрелигиозного диалога» возглавляли заведующий кафедрой арабской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского университета профессор Олег Редькин и руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАНАликбер Аликберов. Секцию по исламскому искусству возглавляли член-корреспондент РАХ профессор Лейла Хасьянова и первый заместитель председателя ДУМ РТ Рустам Батров. Мне посчастливилось стать участником поэтической секции, которая называлась «Исламские мотивы в мировой поэзии и в поэзии мусульманских народов». Ее вели поэт, переводчик и литературовед Михаил Синельников и культуролог, журналист, главный редактор журнала «Исламская культура» Сергей Маркус.

В рамках конференции при поддержке Международного университета «Аль-Мустафа» и ДУМ РФ состоялся Всероссийский конкурс чтецов Корана, на который приехало 23 прошедших предварительный отбор участника из разных городов России. Отметим, что такой конкурс впервые проводился в Санкт-Петербурге за всю историю российского ислама. Обладателем главного приза – поездки на конкурс чтецов Корана в Иран – стал 17-летний Билял Абдулхаликов из Дагестана, несмотря на свой юный возраст неоднократно признанный лучшим хафизом в мире.

Конференция «Бигиевские чтения» и другие мероприятия «Дней мусульманской культуры в Санкт-Петербурге» стали знаковым событием для жителей северной столицы России.

У нашего микрофона Ибрагим Туктаров, коренной петербуржец, один из наиболее активных и уважаемых членов мусульманской общины города, генеральный директор ООО «Стандарт Халяль»:

– Ибрагим Мансурович, вы наверно, уже не первый раз принимаете участие в конференции «Бигиевские чтения»?

– Второй раз в своей жизни я участвую в этих «Бигиевских чтениях». Почему? Потому что Муса Бигиев был другом моего отца, часто бывал у нас дома. Он принимал участие во всех мусульманских праздниках. И невольно мой отец даже и пострадал от этого знакомства – потому что после 1930 года, когда Муса Бигиев эмигрировал из СССР, он послал устные приветствия своим знакомым, в том числе упомянул и моего отца. И вот это приветствие дошло до ушей НКВД. И из-за этого приветствия моего отца очень долго допрашивали. Вот такое было отношение большевиков к настоящему исламу. Они выкорчевывали всё, что может быть связано с религией, с Кораном, с исламом. Это была прямая установка Сталина и Ленина. Муса Бигиев в своей жизни встречался с Лениным, они вели разговор о будущем ислама и не нашли общего языка. У них были определенные идейные разногласия в этом вопросе. И советское, большевистское правительство чинило различные препятствия Мусе Бигиеву, его даже экстрадировали из Ленинграда в Москву, потом, правда, он через некоторое время вернулся, был священнослужителем. Но потом все же, в связи с тем, что политическая обстановка накалилась и у Мусы Бигиева возникли определенные трения с властями, он был вынужден тайно покинуть нашу страну. Это было в 1930-м году. И вот эта теплая память о Мусе Бигиеве, которая была у моего отца, была передана моим отцом – мне. И я его просто боготворю. Это великолепный ученый, мыслитель, равного которому не было и нет даже до настоящего времени. Он развил очень много понятий об исламе, о равенстве всех религий на Земле – христианской, иудейской и исламской. И сейчас продолжателем идей Мусы Бигиева является величайший исламский ученый нашей современности – Тауфик Ибрагим, в Москве.

– Вы посмотрели фильм иранского режиссера Маджида Маджиди на открытии. Какое у вас впечатление?

– Я был восхищен работой режиссера, сценарием, декорациями. Я оценил громадную стоимость постановки этого фильма. Это всё создавалось на голом месте. Блестящая работа Маджида Маджиди заслуживает всех похвал. Я имел счастье лично выразить ему свою благодарность. Я ему объяснил, что я настолько расчувствовался на этом фильме, что дважды плакал!

– А вообще вы бывали когда-нибудь в Иране?

– К несчастью, не был. Но я очень люблю Иран. Я восхищаюсь иранскими коврами, и мой отец покойный был экспертом именно по иранским коврам. Я считаю, что лучше и красивее иранских ковров «Исфахан» на Земле нет! Я бывал в Нью-Йорке, бывал в других странах, я обязательно посещал предприятия, торгующие и хранящие иранские ковры, но более красивых ковров, чем Исфахан, я нигде не видел.

– А у вас дома есть иранские ковры?

– Да, меня есть иранский ковер «Биджар». И я очень им доволен!

– Спасибо вам большое.

Это интервью с Ибрагимом Мансуровичем Туктаровым я записала во время обеда после пленарного заседания конференции. За нашим столом сидел и его друг – председатель РОО «Татарское общество НУР-ПЛЮС» Ринат Магдиев. Он тоже поделился своим мнением о «Бигиевских чтениях»:

– Петербургские татары очень рады принять участие в таком важном мероприятии исламского мира как «Бигиевские чтения». Они связаны не только с изучением культуры ислама, но и продвижением ее в нашей среде. Татары не являются «фундаменталистами». Нам ближе ислам более бытовой, но лежащий в фундаменте культуры.

– То есть ислам является фундаментом вашей культуры?

– Да. Это один из ее краеугольных камней. Мы не фундаменталисты по своей натуре. Не радикальные, тем более. Но мы соблюдаем каноны, проводим праздники и мероприятия. Как элемент культуры.

– Мы посмотрели в качестве фильма открытия фильм иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад – посланник Всевышнего». Какие у вас впечатления?

– Ой, это огромное впечатление! Так было приятно и интересно смотреть иранский фильм! Я сам бывал в Иране, и знаком с иранским кино. Это высококультурное кино, которое ценится на мировом уровне. Я был в Иране в составе делегации Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург – побратим со старинным городом Исфаханом. Этот город покорил меня своей свежестью, восточной красотой. Его сады, мосты, фонтаны просто прекрасны! И когда удается встретить иранских деятелей культуры на мероприятиях в Санкт-Петербурге – я всегда рад этим встречам. В прошлом году в Михайловском саду в Санкт-Петербурге проходили Дни иранской культуры. Там были мастера из Исфахана, и встреча с ними была мне очень приятна.

– Несколько слов скажите, пожалуйста, про ваше «Татарское общество НУР-ПЛЮС». Что оно собой представляет?

– Это первое татарское общество в Санкт…, в Ленинграде тогда еще, в 1987 году было создано.

– Уже почти тридцать лет!

– Мухлиса Хамзиновна Зарипова организовала «Клуб любителей татарской поэзии». Тогда нельзя было создавать национальные общества, и первое, что ей удалось - это «Клуб любителей татарской поэзии». Потом это было преобразовано в «НУР», а потом, когда налоговая инспекция стала требовать отчетов финансовых, Общество было преобразовано в «НУР-ПЛЮС». Я уже пришел в «НУР-ПЛЮС». Мы поддерживали деятелей культуры, работников консерватории. Мы проводили музыкальные вечера, организовали «Татарскую музыкальную гостиную», где выступали очень хорошие артисты из консерватории и оперного театра. Вот в сегодняшней программе будет солист Мариинского театра Тимур Абдикеев. Мы с ним давно знакомы и поддерживали его, когда он только начинал свою деятельность.

– Как вы считаете, «Бигиевские чтения» вносят какую-то лепту в культурную жизнь Петербурга?

– Да, они очень важны, потому что Бигиев был сторонник джадидизма, сторонник новых знаний. А мы… Я – доцент в Университете информационных технологий, механики и оптики, зам декана, был деканом факультета (я еще не все визитки вам дал). Мы – сторонники знаний. Сторонники востребованных знаний не только теологических, но и знаний практических, потому что они востребованы самой жизнью, – сказал председатель «Татарского общества НУР-ПЛЮС» кандидат технических наук Ринат Магдиев.

              Кстати, в принятой на конференции Резолюции в качестве важной цели намечено «объединение интеллектуальных ресурсов ученого сообщества для воспитания нового поколения мусульман, ориентирующихся на сочетание традиционных ценностей и современного образа жизни (в том, в чем он не противоречит нормам исламской этики), на умеренность, взвешенность, интеллектуальность и строгий научный подход к вопросам религии».

Аида Соболева

ParsToday

Источник: http://parstoday.com/ru/news/russia-i27172

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: