Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Анонсы
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
18 ноября 2017
Санкт-Петербург
07:04
Фаджр
09:04
Шурук
12:44
Зухр
14:30
Аср
16:23
Магриб
17:53
Иша

Феминизм татарских мусульманок

Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Фанис Салахетдинов рассуждает на тему женского феминизма в традиционном татарском мусульманском обществе.

 

Проблема европеизации жизни татарского народа получила отклик в дискурсе как зарубежных (Абрамс Линн, Пиетров-Эннкер Б., Стайтс Р. и др.), так и отечественных авторов (А. Х. Махмутова, М. Бигиев, Р. Фахретдин, Г. Исхакый, И. Гаспринский, Г. Тукай, Ф. Амирхан и др.).

На мой взгляд, одним из важнейших аспектов джадидских преобразований является вопрос о положении женщины в татарском обществе. Л. Габдрафикова в книге «Татарское буржуазное общество» уделила особое внимание движению женщин за эмансипацию. Положение женщины в социуме являлось одной из главных проблем, волнующих татарское общество конца XIX - начала XX вв. В данной связи представляется актуальным обратить внимание на наличие общих характеристик у феминистских движений в Западной Европе и России (образование, материальная независимость и т.д.). Обе стороны были задействованы в поиске ответов на эти вопросы.

Поиск ответа на «женский» вопрос стал одной из ключевых страниц в истории татарского народа XIX - XX вв. Во многом интерес к независимости и самостоятельности «слабого пола» был вызван влиянием Европы.  Характерно, что эмансипацию среди татарских женщин поддержали многие образованные мужчины-интеллигенты. В книге Л. Габдрафиковой особое внимание уделяется литераторам, которые использовали женские псевдонимы с целью показать желание женщин участвовать в интеллектуальной жизни общества.

Вот некоторые журналы и газеты, издававшиеся в начале ХХ века: «Тарджиман», «Шура», «Вакыт», «Яшен», «Эль-ислах» и другие. Они публиковали статьи и рассказы, посвящённые женской теме.

Одним из тех, кто поддержал стремление женщин бороться за свою самостоятельность, был Риза Фахретдин (1859 - 1936). В своих суждениях он опирался на суры Корана и основные положения Сунны. Образцом отношения к женщине стали первые столетия Ислама, когда женщина, как в семье, так и в обществе, занимала высокое положение.

К примеру, супруга пророка Мухаммада (мир ему) Аиша (дочь Абу Бакра) передала большое количество хадисов. И после смерти супруга она стала первой женщиной-мусульманкой, возглавившей армию. В «Битве верблюда» она была одной из вождей мятежников, выступивших против халифа Али.

Также супруга Алмуш-хана (булгарского хана конца IX - начала X вв.) на всех официальных приемах всегда сидела справа от его трона, это мы узнаём из записок Ибн Фадлана [1]. Проявление уважения к супруге указывало на высокий статус первой леди.

Супруга Исмаила Гасприского - Зухра Акчурина активно участвовала в подготовке газеты к выпуску, собирала материалы, переписывалась с читателями.

Исмаил Гаспринский также боролся за право женщин учувствовать в общественной жизни страны. С этой целью он использовал возможности периодической печати (с тиражом до 50 тыс. экземпляров), расширяя аудиторию читателей. Всё это способствовало подготовке почвы, где вскоре станут открывать разные организации (гимназии и т.д.).

Первая татарская гимназия, открытая в 1916 году Ф. Аитовой, была женской, что указывает на востребованность образования среди мусульманок.

Однако «освобождение» женщин вызвало немало споров среди интеллектуалов и религиозных деятелей. Так, одним из аргументов против изменения общепринятого положения женщины, называли снижение интереса женщин к традиционным ценностям (семья, дети и т.д.).

На мой взгляд, эмансипация положительно повлияла на жизнь общества. Во-первых, образованные женщины не просто украшали собой общество, а стали играть важную роль в социуме. Достаточно вспомнить о многочисленных акушерках и медсёстрах, помогающих раненым в госпиталях и героически спасавших людей на полях сражений (Н. А. Каучевская, М. К. Байда, В.С. Кащеева и многие другие).

Во-вторых, работающие женщины стали финансово независимы, что дало им возможность самостоятельно строить судьбу и помогать родным. При этом большая часть самостоятельных женщин сохраняла стереотипы семейной жизни. Как пишет Л. Габдрафикова, основными причинами расторжения брака со стороны женщин были пьянство и рукоприкладство мужа.

В заключение хотел бы отметить, что характерное для Европы движение за освобождение женщин от патриархально-религиозного, национального гнёта повлияло на татарское общество. На страницах газет развернулись дискуссии о судьбе и роли женщины в обществе. Так, определяющими стали слова   Ризы  Фахретдина, связавшего женщину с судьбой нации и её возрождением: «Добротная нация та, в которой жёны воспитаны; невоспитанная нация – нация, в которой жёны не воспитаны».

Таким образом, XIX – XX века стали ключевыми в борьбе «прекрасного» пола за свою независимость, необходимость которой признали даже религиозные деятели. Тем не менее, татарским женщинам предстояло преодолеть немало трудностей на пути становления независимости.

 

[1] Ибн-Фадлан / «Записка» о путешествии на Волгу

 

Имам ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области Фанис Салахетдинов

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: