Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
16 декабря 2017
Санкт-Петербург
07:56
Фаджр
09:56
Шурук
12:54
Зухр
14:06
Аср
15:52
Магриб
17:22
Иша

Имам Фанис Салахетдинов: Российское мусульманство - уникальный пример проявления единства во множественности

Во всяком полиэтничном и многорелигиозном государстве аксиоматичным является важность выработки единой модели сосуществования всех входящих в это государство элементов. Ещё недавно имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Салих Кадеев рассуждал о проблеме выработки политонима всех жителей России (читайте материал здесь). Сегодня со своим взглядом на этот вопрос поделится другой имам Петербургского Мухтасибата Фанис Салахетдинов. Каково место мусульман в России, и каким образом следует понимать концепт «российское мусульманство», разработанный ещё в XIX – нач. XX веков отечественными флософами-богословами? Слово имаму Фанису Салахетдинову:

Современный российский этнолог В. А. Тишков в своей книге «Этнология и политика», отмечает, что «Общенациональной идеей и основанной на ней политической стратегией должна быть формула «единства в многообразии», понимаемый как фундамент многоэтничного общества и внутренней политики культурного плюрализма. Россия – это национальное государство россиян, в состав которых входят представители всех этнических групп: русские, якуты, татары, чукчи, корейцы, украинцы и многие другие, кто проживает на ее территории и обладает гражданством».[1] Каждый народ на территории этой страны имеет равные права. И эти права касаются всех сфер жизни, включая и религии, которые они исповедуют. В середине VII в. на территории России появился Ислам, и на протяжении четырнадцати веков он получал широкое распространение и оказал на народы страны существенное влияние, сохраняющееся по сей день. В настоящее время в РФ проживает приблизительно 20 миллионов мусульман, что составляет 15% населения РФ.

Современное понятие российский Ислам – не достаточно корректно. Ведь в основе не может быть арабского или российского Ислама. Он универсален. Это - послание, дарованное Аллахом всем народам, и его базовые принципы находятся над этничностью. Д. В. Мухетдинов в своей работе «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации» пишет, что «понятие “российское мусульманство” может использоваться в трёх смыслах. Во-первых, оно означает конгломерат особых практик Ислама или мусульманских культур на территории Российской Федерации. Во-вторых, оно указывает на носителей этих практик, то есть самих российских мусульман. В-третьих, оно подразумевает концептуализацию специфических практик Ислама и их носителей, то есть концепт, или идеологему, которая наиболее адекватно схватывает особенности мусульманских ойкумен и определяет стратегию их развития»[2].

В Коране сказано:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Коран, 49: 13).

То есть Ислам не отрицает многообразия в национальном или этническом плане. Так вот одной  из особенностей российского мусульманства является его многообразие. Оно имеет многовековой опыт мирного сосуществования с представителями других религий. Представителей разных религий не только связывает то, что они принадлежат одному государству, но и то, что они веками совместно проживают, и как на бытовом, так и на культурном уровне взаимовлияют друг на друга.

На протяжении веков российское мусульманство сочетало в себе несколько элементов:

- взаимный обмен с разными народами;

- традиции местных народов;

- влияние арабской, персидской, турецкой и европейской образованности;

Ислам, попадая на новую почву, интегрирует в себя всё, что не противоречит его принципам, проникая в архитектуру, музыку, быт и прочие. Тем самым наделяет интегрированные культуры исламскими смысловыми оттенками. Это и произошло на территории нашей страны. Сегодня Ислам исповедуется многочисленными народами: татарами, башкирами, чеченцами, крымскими татарами и т.д. Соглашусь с Дамиром Мухетдиновым, который говорит, что «татары смогли пронести через историю особую гибкость и интегральность ханафитского мазхаба. Эта гибкость обеспечивается наличием понятия «урф», которое предполагает, что одним из источников шариата является народный обычай. Гибкость ханафитского мазхаба позволяет непротиворечиво сочетать этнические особенности и принципы исламского вероучения. Удачный пример подобного синтеза даёт как раз татарская мусульманская культура».

Другой важной особенностью российского мусульманства является то, что в его становлении важную роль сыграл суфизм, а точнее суфийское братство накшбандия, которую основал выходец из Бухары – Мухаммад Бахаутдин Накшбанди. Это братсво характеризуется умеренностью, оно может органично сочетать новейшие достижения научно-технического прогресса, современный образ жизни и мышления с принципами исламского вероучения.

Таким образом, российская мусульманская культура является уникальным примером проявления единства во множественности или множественности в едином. Несмотря на различия народностей и культур на огромной территории России, их объединяют общие исламские мотивы. Народны, принимавшие мусульманскую религию, гармонично сочетали свои местные традиции с идеологией Ислама, переосмысляя их.

Российское мусульманство является живым примером не только мирного сосуществования различных направлений Ислама, но и примером конструктивного взаимодействия с иными религиозными конфессиями. Поэтому развитие и становление российского мусульманства может стать практическим образцом для тех стран, в которых встречается нестабильность на межрелигиозной и межнациональной почве.

Российское мусульманство остается малоизученной областью науки. Если мы заглянем в глубины истории формирования российской уммы, то мы удивимся, насколько огромно интеллектуальное наследие российских мусульманских богословов. Взять, к примеру, период XVIII – начало XX веков, и мы увидим целую плеяду мусульманских богословов, которые вели дискурсы и опережали свое время.

Таким образом, чтобы верно понимать Ислам в российской специфике, необходимо расширение изучения этой области. Благо, эмпирического материала для этого предостаточно.

Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Фанис Салахетдинов



[1] Тишков В.А. Этнология и политика. Москва, 2001. С. 43

[2] Мухетдинов Д. В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации. Москва

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: