Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Анонсы
Хадж и Умра
Время намазов на сегодня
Намаз на
17 октября 2017
Санкт-Петербург
05:43
Фаджр
07:43
Шурук
12:44
Зухр
15:43
Аср
17:44
Магриб
19:14
Иша

Ислам и День Победы: что делать мусульманину?

9 мая – день, который является, пожалуй, единственным и безоговорочным маркером единства всех жителей Российской Федерации, вне зависимости от их идентичностей. Сложно подобрать более яркую точку сборки россиян, чем День Победы, ведь у каждого гражданина России были в семье те, кого так или иначе коснулась Великая Отечественная война 1941-45 годов. У каждого живущего в РФ человека в семье есть те, кто верой и правдой приближали Победу. Общую Победу. Одну на всех.

В последние годы в российском сегменте уммы активизировалась дискуссия относительно участия мусульман в памятных действах по случаю Дня Победы. Возложение цветов к Вечному огню, минуты молчания и Бессмертный полк становятся объектами возрастающего дискурса внутри мусульманского сообщества России. Дозволено ли приверженцу Ислама участвовать во всём в этом? Где проходит грань между данью памяти и ширком? Разъяснение даёт председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области имам Дамир Хусаинов

Председатель Совета улемов ДУМ СПб и ЛО имам Дамир Хусаинов


Для каждого мусульманина, изучающего должным образом свою религию, очевидно, что празднование Дня победы не является ни исламским праздником, ни наследием другого какого-либо культа. В основе своей он ни религиозный, ни языческий - по сути, это абсолютно светское мероприятие, и участвовать в нём или нет - вопрос, скорее, проявления гражданской позиции, нежели религиозной принадлежности.

Собственно, что заставляет мусульман задавать вопросы о правомерности посещения и участия в подобном торжестве, так это тот факт, что никакой шариатской нужды отмечать его на первый взгляд нет. Но в нём есть много полезного как для личности, так и для положительного взаимодействия на основе общей исторической памяти для всех культур и религиозных практик нашей Родины.

Так что вопрос стоит, скорее, в конкретной роли, проявлении гражданской позиции относительно морального долга современника перед историей и людьми, доказавшими, что общечеловеческое братство и сплочённость способно с Божьей помощью защитить себя и землю от любого по тяжести посягательства. Лично я вижу в победе братских народов на превознёсшимся над ним врагом Божественную демонстрацию несостоятельности и конечности любой фашистской (человеконенавистнической) идеологии. Необходимость же помнить события прошлого и извлекать из них полезные уроки - есть предписание Всевышнего в Его заключительном послании. Нам велено осуществлять взаимодействие и поддерживать друг друга в благом, но учитывая границы разрешённого. Я имею ввиду соблюдение условий, при которых участие в светских мероприятиях не будет приводить к совершению чего-либо запретного в нравственно-этическом и каноническом плане.

Те же, кто может возразить, что у нас, мусульман, да и представителей других религий, есть запрет уподобляться последователям других религий и культур, конечно правы. Такой запрет действительно существует, и нельзя о нём забывать. Согласно хадисам, мы не должны использовать какие-либо вещи, ставшие отличительными особенностями представителей других религиозных направлений.

Но является ли празднование Дня победы отличительной особенностью какой-то определённой религии или народности? И, если да, то какой? Мне видится, что День Победы — это светский праздник памяти с большой социальной составляющей, который одинаково относится ко всем жителям нашей Родины и не принадлежит к какой-то определённой религиозной общине или народности. Исходя из этого, хадисы, касающиеся уподобления неверным, не могут касаться этого праздника.

К тому же в войне, приведшей к краху богопротивной идеологии, сражались за правду и умирали наши братья по вере. И лучшее, что я видел из проявления благочестия и содействия в нём на днях празднования Победы, это когда во время минуты молчания верующие седовласые ветераны, шевеля губами, поминали в молитве своих погибших однополчан, и им вторила мусульманская молодёжь, с поднятыми в прошении у Всевышнего за своих дедов ладонями к небу.

Победа, которую сегодня мы отмечаем, - назидание всему миру. Фашизм ещё раз, как и в случае нацизма Фараона по отношению к народу Мусы (мир ему) был повержен, и эта история должна жить в сознании людей и предостерегать их от возможных ошибок. Ведь этот самый фашизм, но уже в другом обличии, пытается вновь поднять голову, и стремящиеся нивелировать роль Победы советского народа, может и не осознанно, но проявляют в своих действиях зачатки экстремизма. Отрицание любых ценностей, не совпадающих с их ценностными представлениями, не есть признак их “правильности”.

Хочу заметить, что именно празднование Дня победы Божественной справедливости над нечестием, творившемся на земле Фараона, перенял посланник Аллаха Мухаммад (мир ему) у племени иудеев Медины и вменил своей умме пост в этот день. Мы до сих пор постимся в день Ашура и повествуем на своих собраниях о том знаменательном историческом событии. Наша религия одобрила особое проведение знаменательной даты, в которую произошло освобождение от тирании и гнёта последователей Мусы (мир ему). И они в то время, и мы сейчас, делаем это в благодарность Всевышнему, и чтобы память об этом событии жила, покуда живы мы. Наши деды смогли остановить болезнь гордыни, охватившей сердца и умы целых народов. Имеем ли мы право оставить на задворках истории, предать забвению день освобождения мира от этого поистине дьявольского наваждения и зла? Как обладатели разума, конечно же, нет.

К тому же в то время были даны фетвы о джихаде. В мае 1942 года в Уфе проходит экстренное собрание Центрального духовного управления мусульман, на котором выступает муфтий Габдрахман Расулев. Его искренняя речь была проникнута любовью к Отечеству:

«Уважаемые братья-мусульмане! Сейчас нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): "Любовь к Родине и её защита являются одним из условий веры". Эти слова призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и её приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, учёные Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь Великому и Милостивому Богу о скорейшем поражении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников – фашистов».

Это обращение было переведено на языки всех мусульманских народов Советского Союза, опубликовано в газете «Труд», зачитывалось в молельных домах и мечетях. Под ним стояли подписи всех видных имамов. Война обрела для правоверных мусульман характер святой и превратилась в джихад.

Муфтий Зияутдин Ишан Бабаханов обратился к народу с воззванием об объявлении «газавата» - войны за Ислам против фашизма:

«Дорогие сыновья-бойцы! Гитлер назвал нас – народы Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана – полулюдьми, «низшей расой», недостойными носить звание человека. Вдолбите же своими мощными ударами в тупые бошки варваров, кто такие туркмены, узбеки, казахи, киргизы, таджики. И чем сильнее будут ваши удары, тем крепче запомнятся им имена наших народов! Бойцы-сыновья! Бойцы-братья, мужья! Великая битва, которую вы теперь ведёте, – это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: «Честь, свобода, мщение».

Воины-мусульмане героически сражались и били немецких захватчиков. Много мусульман пало шахидами на полях сражений, защищая Родину. Те же, кто вернулся, продолжили служить своей Отчизне, поднимая хозяйство и обучая народ… Вечная им память!

Мусульмане в этот день поздравляют друг друга, после обязательных молитв возносят мольбы за погибших в боях героев родной земли, показывают родственникам и друзьям ордена и фронтовые письма своих дедов, посещают кладбища и проникаются сочувствием, плачут.

Я верю, что живое сердце не оставит этот день без праведной мольбы за наших защитников. Верю, что искренняя благодарность к живым участникам сражений за Родину обязательно проявится хотя бы в одном из наших дел в этот день. Кто не благодарит людей, не может быть благодарным и Аллаху. Мы же благодарим их за выкупленный кровью Мир.


Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: