Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Изникская керамика – живое искусство вне времени

Изникская керамика как вид декоративно-прикладного искусства берет начало в турецком городе Изник и получает особое развитие во второй половине XVI века. Несмотря на то, что все эти предметы выглядят роскошно, довольно легко представить их практическое использование людьми, чего не скажешь о примерах искусства, к примеру, эпохи Великих Моголов. Однако изникская керамика была очень дорогой и заказывалась в первую очередь для султанского двора.

В Государственном Эрмитаже мы можем видеть роскошную коллекцию изникской керамики. Особое внимание привлекает подвесное украшение для мечети второй половины XVI века. На кувшине написано «Аллах» и «Мухаммад» с одной стороны, и «Усман» и «Али» с другой. Такое украшение могло висеть в михрабе – нише мечети, символизирующей света и отсылающей верующих к соответствующему аяту (24:35). В нем в метафорической форме описывается Божий свет, который сравнивается в душе верующего со светом в михрабе.

Свет в исламском искусстве в целом играет особо важную роль – он вызывал ассоциацию с Господом. Особенно привлекательна цветовая гамма, использованная в изникской керамике. Это смешение как ярких цветов, например, красных крупных бутонов, бросающихся в глаза тюльпанов, так и спокойных тонов – бледно зеленых листьев и голубого фона. Такой набор как бы отсылает нас к природе Малой Азии, откуда эти предметы были привезены – к проливам, горам и кипарисовым лесам. Такое оформление, напоминая о прохладе и отдыхе, безусловно говорит и о Рае, выполняя одну из главных целей мусульманского искусства.

Большая часть представленных экспонатов является предметами быта и не предназначена для религиозных целей, и, в отличие от иранской керамики, здесь мы не видим изображений живых существ. Просматривается влияние на турецкую керамику византийского и китайского искусства. Византийские традиции проглядываются в заимствовании спирально скрученных стеблей с мелкими цветочками и листьями, которые напоминают тугры (парадные подписи султана со всеми полагающимися эпитетами), а китайское влияние заметно в частом использовании бирюзового цвета.

Говоря об истории керамики в Изнике, необходимо отметить, что само керамическое производство на этой территории началось несколько раньше, а именно в конце VX века. Султанов привлекала китайская керамика, и они стремились создать нечто подобное в своей стране. Мастера Изника располагали необходимым материалом, а именно – белой глиной. В результате была разработана технология изготовления посуды из мягкой массы, покрытой бесцветной глазурью.

Керамика стала использоваться в дворцовых интерьерах. Например, изникская керамика украшает интерьеры комплекса Топкапы и множество стамбульских мечетей. В основном ее использовали в строительных целях, однако керамическая посуда также очень ценилась и предназначалась для использования элитой. На государственном уровне по отношению к керамике проводилась политика протекционизма.

Выделяют три этапа развития изникской керамики. На начальном этапе особо отчетливо чувствовались китайские и среднеазиатские влияния, выраженные в сине-белой гамме. Далее спектр используемых цветов расширился: прибавился пурпурный, светло-розовый и коричневый. Изображения становятся характерно крупными. Начинают широко использоваться арабески. Со второй половины XVII века вводится медно-зеленый и темно красный. Также на этом этапе производство керамики активизируется в Дамаске. В VXII веке Изник начал угасать, экономическое положение во всей стране также становилось все более трудным, и производство керамики к концу века почти остановилось.

Распространение керамики происходило как на территории Османской империи, так в других государствах. Значительная часть керамических изделий попадала в Европу – Италию, Голландия и Германию. В 1475 году, когда Крым был завоеван турками, начался ввоз керамики на эти территории. Во время раскопок исследователи находили изникские изделия разных эпох. Работы шли на территории Мангупа – средневекового города-крепости Бахчисарайского района Крыма. В первой половине XX века (1912-1914 и 1938 гг.) был проведен ряд экспедиций, в результате которых была найдена целая группа изникский изделий разного времени. Некоторые из этих изделий попали в собрание Эрмитажа.

Изникская керамика, вобравшая в себя элементы разных традиций, легко узнаваема и уникальна. Разнообразная и повторяющаяся орнаментика, интересное сочетание растительных элементов с эпиграфикой, яркая цветовая гамма – все это сделало изникскую керамику ярчайшим примером османского искусства. Изникским мастерам, которые умело сочетали и свои и чужие традиции в искусстве, удалось создать невероятно живые произведения искусства вне времени.

Текст: Саида Валеева, преподаватель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источники:

1. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. СПб., 2001
2. Миллер Ю.А. Художественная керамика Турции. Л.: Аврора, 1972
3. ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО // Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/iz..


Пресс-служба ДУМ СПб и ЛО

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: