Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Мухтасиб Мухетдин: Религия — это школа разрушения идеологии

Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Общественной палаты Российской Федерации, кандидат политических наук имам-мухтасиб Дамир Мухетдин отреагировал на скандальное заявление депутата муниципального совета Лефортово от КПРФ в городе Москве Александры Андреевой, позволившей себе оскорбительные слова в адрес Ислама и мусульман. Приводим Вашему вниманию позицию мухтасиба Мухетдина.

Никто не вправе требовать от исламского мира ни упорядочивания, ни осмысления себя, пока к нему относятся как к историческому недоразумению. Слова о варварстве исламской религиозной традиции, ставшей на века безопасным убежищем для развития математики, астрономии, философии, для огромного числа интеллектуальных и художественных практик, выявляют лишь варварство человека, который эти слова произнёс. Но мы не станем оправдывать ислам даже этим бесспорным историческим фактом — поскольку ислам не требует оправдания. Мы как мусульмане открыто заявляем, что веруем в его универсальное значение для человечества, его богооткровенный характер и освобождающую силу. Этим мы не говорим ничего нового, никого не провоцируем, но только напоминаем, кем являются мусульмане. Люди, которые чутки к духовной правде, даже не будучи мусульманами, по достоинству оценят ту страсть, с которой ислам выступает против всех ложных святынь, порабощающих каждого человека и человечество в целом. Одной из подобных ложных святынь, фантомов угасающего религиозного чувства является идеология — цепочки замкнутых самих на себя фраз, предающих забвению свою конечность (т.е. ограниченность тем, на что язык указует) и конечность человека вообще. Религия — это школа разрушения идеологии. По крайней мере, она способна таковой стать, дав расцвести той истине, которая составляет её суть. Она напоминает об этой конечности и, более того, позволяет в живом религиозном чувстве прикоснуться к ней. Разумеется, историческая религия в многообразии её форм может служить фасадом для разного рода экстремальных проявлений человеческой глупости и жестокости. Нет нужды напоминать об охоте за ведьмами, о средневековых еврейских погромах со стороны благочестивых христиан, о спорах по поводу того, имеют ли индейцы душу (к счастью, завершившихся для индейцев благополучным исходом, что несколько смягчило методы конкистадоров), и тому подобных фактах из «всеобщей» истории. Вероятно, страх утраты твёрдой идеологической почвы под ногами управлял Александрой Андреевой в её нападках на ислам как таковой и на всех мусульман как таковых. Быть может, мусульмане — это группа населения РФ с одной из наиболее стойких форм иммунитета к (псевдо)коммунистической пропаганде (вряд ли стоит объяснять, что нынешняя программа КПРФ едва ли имеет отношение к творческому продолжению мысли К. Маркса, как бы мы ни относились к самой этой фигуре). Это кое-что объясняет, но едва ли оправдывает. Не оправдает некоторые её высказывания (подчеркну во избежание недоразумений) и возможная банальная глупость, поскольку такого рода глупость — это зачастую разрешённая себе глупость, постепенно переходящая в подлость по отношению к другим. Александра Андреева, хочу напомнить, является депутатом муниципального совета Лефортово от КПРФ. И этот депутат, «размышляя» о войнах на Балканах в 1990-2000-х гг., недавно назвал всех мусульман «дикарями», которые не заслуживают поддержки. Конечно, ей не требовалось скорбеть по жертвам резни в Сребренице как по мусульманам, но можно было ужаснуться судьбой этих людей, вызывавших подозрение и уничтожаемых лишь потому, что они мусульмане. Впрочем, ужасаться подобным злодеяниям — не в традиции тех людей, чьи политические предшественники занимались депортацией целых народов (тоже нередко из числа мусульман). Хотел бы задать вопрос людям, не устававшим в советское время говорить нам про солидарность и тому подобное: солидарны ли вы с высказываниями своего однопартийца? С тем, что мусульмане — это дикари, «пребывающие на стадии первобытно-общинного строя»? Для особо недалёких и безответственных словоблудов хочу подчеркнуть: не соглашаться с данными высказываниями госпожи Андреевой или же просто признавать (признанный во всём мире) факт военных преступлений сербов не означает (!!!) одобрять НАТОвские бомбардировки Белграда или же отрицать доказанные преступления других сторон. Возможно, «для русского естественно поддерживать сербов» (хотя это совершенно идеологическая риторика «естественности» — стоило бы вести речь об ожидаемости или привычности), как заявляет Андреева.
Только вот это, в лучшем случае, описание некоторого социального факта, а не указание на настоящую норму и, тем паче, не обоснование собственной позиции. Не менее возможно, что русский человек (как в буквальном смысле, так и в смысле гражданина РФ) пожелает не «поддерживать кого-то», а, допустим, пожелает поддержать мир и разобраться в ситуации. Возможно, русский человек захочет получить базовые познания по истории религии и исламоведению, чтобы не допускать столь необъективных, агрессивных, пустых и, наконец, разжигающих межконфессиональную рознь высказываний, подобных тем, которые позволила себе Александра Андреева? Всё возможно. И уверен, что очень многие граждане нашей страны, русские они или нет, пойдут именно этим путём и едва ли согласятся с той «естественностью», которую им навязывают исламофобы. И дело тут вовсе не в поддержке/отсутствии поддержки сербов. Речь совсем не об этом...


Имам-мухтасиб Дамир Мухетдин,

Председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

Первый заместитель председателя ДУМ Российской Федерации,

Член Общественной палаты Российской Федерации



Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: