Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
17 декабря 2017
Санкт-Петербург
07:57
Фаджр
09:57
Шурук
12:55
Зухр
14:06
Аср
15:52
Магриб
17:22
Иша

Мусульмане в немусульманской среде: как выстраивать отношения с окружающим миром?

Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Абдула Камаев о том, что залогом успеха в достижении праведности поведения мусульманина среди немусульман является следование жизненному пути Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

«Для того чтобы человек, живущий на пересечении различных культур, традиций и социально-бытовых устоев, различного восприятия мира в нашей многонациональной и многорелигиозной стране, поступал праведно на протяжении всей своей жизни, ему необходимо постоянно обращаться к истории Пророка (мир ему и благословение). Ведь он своим примером всегда направлял людей к Истине и в настоящее время продолжает направлять нас, даже спустя 14 столетий. Поэтому проведем параллель с некоторыми историческими событиями и поступками Пророка (мир ему и благословение) и посмотрим, как праведные поступки должны претворятся в нашу жизнь сегодня.

Например, по прибытию в Лучезарную Медину Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его сподвижники установили добрососедские отношения со всеми жителями города: иудеями, христианами и арабскими племенами, не принявшими Ислам. Для этого Пророк (мир ему и благословение) разработал мисак - конституцию, определившую общие принципы, по которым стали строиться дружественные отношения между мусульманами и немусульманами. Вот одно из положений этой конституции: 

«Мусульмане и немусульмане должны поддерживать друг друга против всякого, кто борется с народом, подписавшим этот документ. Их отношения должны строиться на принципах взаимного совета и совещания, взаимопомощи и милосердия, а не зла и вражды… Милосердие и добродетель явно отличаются от преступления и ущерба, и каждый отвечает только за свои поступки. Аллах – поручитель истинности и добровольности этого соглашения. Данное соглашение не распространяется на нечестивцев и преступников» (Сират ибн Хишам, сс. 110-111). 

И по сей день в немусульманских странах приверженцы Ислама, соблюдая данные правовые принципы, не только мирно уживаются с остальным населением страны, но и по мере своих возможностей оказывают поддержку и помощь соотечественникам в их добрых делах. Таким образом, поступая так, мусульмане следуют примеру Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), которые трудились на благо всех общин, проживавших вместе с ними в Медине. 

Но, прежде всего, Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники активно развивали и улучшали условия жизни в своей общине.

До хиджры Ясриб был чрезвычайно грязным городом, и многие из спутников Пророка, прибыв в Медину из Мекки, заболели. Так, Аиша (да будет доволен ею Аллах) поведала: «Когда мы переселились в Медину, это была самая грязная из земель Аллаха. Вода была самой зловонной» (аль-Бухари, аль-Джами ас-сахих, хадис 3926). 
Тогда Пророк (мир ему и благословение) воззвал к Аллаху, чтобы Тот благословил Медину и защитил ее от чумы и других болезней. Он предложил своим спутникам очистить город от грязи и мусора, а также выкопать колодцы в разных частях города. И в Медине вырыли более пятидесяти колодцев, после чего в городе стало вдоволь чистой воды для всех.

Помимо этого, Пророк (мир ему и благословение) призвал своих сподвижников возделывать земли и разбивать на них сады. Он пообещал, что всякий, кто будет возделывать мертвые земли, получит их в собственность. И тогда многие люди начали трудиться на земле, и вскоре в городе не было недостатка в продовольствии (Ар-Рубаи, Фатх аль-Гаффар, 3:1294). 

Более того, по прибытии в Медину Пророк (мир ему и благословение) построил свою мечеть, которая стала местом встреч, общения, образования и осуществления духовной практики мусульман. В Его мечети проходили общественные торжества и собрания, отмечались праздники (например, свадьбы). Мечеть представляла собой не только религиозный и культурный, но и городской общественный центр - сюда люди приходили, чтобы решить определенные проблемы и обсудить заботы городской жизни.

Этим призывам Пророка (мир ему и благословение) мусульмане следуют и по настоящее время, активно участвуя в работе по улучшению жизни своей общины. Так, мусульманские центры предоставляют социальные и образовательные услуги для всех групп населения; деятельность мечетей направлена на налаживание добрососедских отношений с представителями других конфессий. Таким образом, действуя по примеру Пророка и его товарищей, мусульмане будут поступать праведно, улучшая и развивая общество, членами которого они являются».

Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Абдула Камаев

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: