Мусульманское искусство как отражение исламских ценностей
26.01.2017
Лекторий "Искусство мусульманского Востока". Выступление имама Ильгиза Давлетшина
Одним из основных направлений деятельности ДУМ Петербурга и Ленобласти является духовно-просветительская и научно-образовательная работа. Именно поэтому с конца 2016 года в резиденции на Литейном, 46 открылся лекторий, посвящённый искусству мусульманского Востока. Уже проведены две лекции имама Ильгиза Давлетшина, учащегося Московского исламского института и Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. На прошедшем научно-образовательном мероприятии он поведал об отражении исламских ценностей, коим является мусульманское искусство.
Имам Ильгиз Давлетшин:
Подходы к изучению и пониманию мусульманского искусства могут быть самыми разными. Художник видит его под одним ракурсом, обычный зритель - под другим, мусульманский учёный интерпретирует его согласно своему учению, а искусствовед - согласно законам своей эстетики, философ извлекает одни смысли, а суфийский мистик немного иные. Все они имеют своё представление и видение мусульманского искусства. Каждое мнение может противоречить другим, но в целом они все складывают общую картину о таком уникальном явлении, как мусульманское искусство.
Любое искусство во все времена отражало в своих произведениях ту социальную, религиозную, мировоззренческую и культурную среду, в которой оно развивалось. Не стало исключением и мусульманское искусство, которое по своей природе является отражением исламских ценностей, исламской духовности в произведениях как сакрального, так и светского искусств.
Мусульманское искусство сформировалось в результате коллективного творчества различных народов, принявших Ислам. Их творческая деятельность является одновременно и частью развития собственного доисламского наследия, и частью единого культурного пространства, объединенного религией. Таким образом, говоря об источниках мусульманского искусства, мы можем говорить о том, что основой является исламская духовность вкупе с различными культурами, в среде которых искусство развивалось. Поэтому, как для исламского мира характерна пестрота рас, народностей и религий, так и для мусульманского искусства многообразие форм и проявлений является естественным. И подобно тому, как в Исламе сосуществуют многообразные взгляды и направления, так и в мусульманском искусстве происходит гармоничное сочетание единства художественного языка и многообразия.
Искусство каждого из регионов географического распространения Ислама имеет свою специфику, но что же объединяет их? А объединяет их цель. Являясь плодом исламской духовности, это искусство отражает в физическом мире скрытые сущности Бытия, не воспринимаемые чувствами. Иначе говоря, оно стремится к достижению идеальной красоты, которую Всевышний Аллах представил перед нами. Эта идеальная красота, в свою очередь, указывает на совершенство Творца. Олицетворение сакральных произведений искусства, таким образом, становится одним из способов познания сокрытого и мотивирует к поминанию Бога. Мусульманское искусство формирует пространство вокруг человека, где вспоминается Господь.
Пласт мусульманского искусства огромен. Оно охватывает собой архитектуру и каллиграфию, декоративное и изобразительное искусства, музыку, художественные миниатюры и многое другое.
Ярким примером произведений мусульманского искусства, где красной нитью проходит идея единства во множественности, являются мечети. Они по всему миру разнообразны, но служат единой цели: являют собой пространства для поклонения Богу. Мечети выдержаны в разных цветовых гаммах, у них отличаются купола, минареты, внутреннее убранство, декор и другое. Но их объединяют некоторые художественные детали, характерные для мусульманского искусства, не считая таких элементов, как наличие нишы, минбара, ковров и др. В их числе эпиграфические, орнаментальные элементы или такая уникальная деталь, как «мукарнас» или сталактиты, которые встречаются лишь в мусульманском искусстве.
Орнамент, который представлен эпиграфическим, геометрическим и растительным видами, выражает одновременно глубину исламской визуальной культуры, а также геометричность, пропорциональность, строгость форм, совершенство и ощущение справедливости устройства мира – всё то, что человек находит в Исламе.
Каллиграфия является одной из фундаментальных составляющих мусульманского искусства. Калам (тростниковая трость), который упоминается в первых же ниспосланных аятах священного Корана, до сих пор широко используется в искусстве каллиграфии.
Формирование арабской каллиграфии начинается с традиции переписывания коранических свитков и сведений о пророке Мухаммаде (мир ему) и продолжает развиваться сегодня.
Исламские каллиграфические надписи на произведениях мусульманского искусства олицетворяют собой Божественную Речь, отражённую в нашем зримом мире. Созерцание и понимание этого, наполняет душу зрителя мыслью о Высшем Творце и совершенстве устройства мира.
Мусульманское искусство является уникальным явлением, которое служит человеку в качестве напоминания о Боге. Это способ отражения исламских ценностей в произведениях искусства. Оно создаёт среду вокруг человека, воспитывает его, мотивирует размышлять и познавать мироздание.
Ильгиз Давлетшин
имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Комментарии:
Пока нет комментариев