Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
21 сентября 2018
Санкт-Петербург
04:40
Фаджр
06:40
Шурук
12:52
Зухр
16:51
Аср
19:02
Магриб
20:32
Иша

Мы впишем свою историю в Музее истории религии

Когда мы говорим о Петербурге как о культурной столице России, мы неизбежно подразумеваем большое количество музеев и театров в городе, университетов и консерваторий, у каждого из которых своя особая история возникновения и развития. Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание музея насчитывает около 200 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э. Мы пообщались с заместителем директора Музея по научной работе, кандидатом философских наук Екатериной Александровной Терюковой. История возникновения музея, формирование при нем Фонда Ислама, сотрудничество музея с петербургским мусульманством, а также личное восприятие ислама нашим собеседником стали темами нашей с ней беседы.

 - Инициатором создания вашего музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В этом году мы отмечаем 80-летие со дня его кончины. Потому первый вопрос о нём: что это за личность, как он пришёл к идее о таком музее? Ведь, кажется, нигде в мире подобного не было?

В.Г. Богораз-Тан – личность поистине уникальная, неординарная. Большой ученый-энциклопедист. Я глубоко убеждена, что люди такого рода уже ушли в прошлое. Мы теперь специалисты узкого профиля. В молодости он был журналистом, много писал. Сохранились замечательные рассказы о коренном населении Чукотки, написанные прекрасным литературным слогом. Поэтому он не только ученый, но и литератор, публицист, журналист. Начинал как революционер, по убеждениям был близок к «Народной воле», и революционный запал он не утрачивал на протяжении всей своей жизни. За свои убеждения его выслали из Петербурга, и он был вынужден долгое время жить на Чукотке, где и нашел предмет своего многолетнего интереса. Также долгое время он был сотрудником Кунсткамеры, где и начал создавать наш музей. Открытию музея в 1932 году предшествовала так называемая «антирелигиозная выставка» в стенах Зимнего дворца, что вызвало большой интерес у посетителей. Там были собраны предметы различных коллекций города: из Кунсткамеры, Эрмитажа, Русского музея. По названию эта выставка была антирелигиозного характера, а по своему содержанию – глубоко научная. По сути дела, Богораз-тан впервые в нашей стране попытался представить религию как уникальный феномен человеческой культуры. Ведь трудно найти на нашей планете народ, у которого не было бы религии: та или иная форма верования сопутствует истории человечества на всех этапах его развития. Так как эта выставка пользовалась большой популярностью, было решено создать музей. Так и появился Музей религии. На фоне широкомасштабной антирелигиозной кампании в то время, когда по всей стране создавались антирелигиозные музеи, возник проект с принципиально иными задачами. В.Г. Богораз-тан создал не просто учреждение культуры, а целый научно-исследовательский институт, который не только экспонировал, но и исследовал, выявлял научные закономерности того или иного религиозного явления. Эту традицию, заложенную легендарным предшественником, мы продолжаем по сей день.

 - Среди фондов вашего музея есть Фонд Ислама. Как он формируется, и как вы представляете эту религию в целостной картине мировых религий? Кто те специалисты, что посвятили себя музейному изучению исламского наследия?

- Формирование этого фонда идет с трудом. Мы сейчас экспонируем в основном то, что было накоплено нами ранее. В свое время предметы поступали к нам самыми разными путями. Кое-что передавалось из других музеев, например, в 1930-е годы. Что-то мы привозили из экспедиций, организованных нами в Среднюю Азию в 1970-80 гг. Где-то нам помогали частные коллекционеры. Ну а что-то мы получали из культовых сооружений, которые в те времена массово закрывались. Сегодня ситуация с этим сложнее. Городской антикварный рынок не изобилует предметами, связанными с мусульманской культурой и арабским искусством. Экспедиции, к сожалению, в последнее десятилетие нам организовать не удалось. Поэтому мы работаем с частными коллекционерами. Нам очень приятно, что Санкт-Петербургский Мухтасибат недавно сделал нам дар – книги, иллюстрирующие открытие Соборной мечети в Москве, которые поступили в собрание нашей научной библиотеки. А также молитвенный коврик, который будет представлен на нашей выставке 17 марта. Это мероприятие будет посвящено иллюстрированию той многорелигиозной картины, которую мы имеем в России. И, естественно, Ислам обязательно будет представлен на выставке большим разделом. Считаем, что открытие Московской Соборной мечети – это большое событие из новейшей истории Ислама, которое невозможно обойти на готовящейся выставке. В мае месяце мы собираемся открыть в г. Грозном Чеченской Республики свое виртуальное представительство, которое будет называться «Ислам на берегах Невы». По этому вопросу мы активно работаем с нашим сотрудником-консультантом И. Османовой, чтобы рассказать о той или иной религиозной традиции на берегах Невы тем людям, кто живет далеко от Петербурга и мало знают о городе и, тем более, его религиозном характере. Надеемся, что за Чечней последуют другие регионы, где Ислам традиционно представлен. Уже ведем переговоры с г. Дербентом Республики Дагестан, где не так давно открылся Музей мировых культур и религий; с Казанью, в частности, с Исламским музеем культуры, который находится в Кул Шарифе на территории Казанского Кремля. Уникальность нашей задумки в том, что мы сможем дистанционно рассказывать о тех сокровищах, многочисленных реликвиях, что есть в наших исламских коллекциях. К примеру, экземпляр Корана Османа, выпущенный в 1905 г. ограниченным тиражом, всемирное издание рукописи, которая является святым для всех мусульман мира. У нас имеются предметы, являющиеся реликвиями регионального значения, потому что они связаны с местными традициями. 

 - В наши дни музеи выполняют не только священную задачу сохранения памяти и сбережения памятников, но ведут открытую работу с самыми разными людьми, с разным образованием, потребностями и культурой. Как и с кем вы работаете в целом? И нас особенно интересует: как общаетесь с посетителями по теме Ислама? Ведь, согласитесь, у многих предубеждения, страхи, непонимание сути…

- Посетители у нас самые разные. Мы никогда не спрашиваем на входе ни национальную, ни гражданскую, ни, тем более, религиозную принадлежность. У нас очень много экскурсионных групп, которые приходят бесплатно, т.к. мы работаем с различными социальными учреждениями, оказывающими помощь незащищенным слоям населения, в том числе людям с ограниченными физическими возможностями. Активно работаем и с религиозными объединениями. Приглашаем их к участию в круглых столах в рамках нашей многолетней программы «Религиозный Петербург: Вера. Традиция. Культура». Ислам у нас присутствует как постоянная тема наших образовательных программ. При этом тема эта каждый раз мотивирована либо открытием какой-то выставки, либо праздничным датам мусульманского календаря. Это хороший повод обратить внимание наших посетителей на Ислам.

 - Учреждённый недавно Санкт-Петербургский Мухтасибат ведёт исследовательские, издательские и образовательные проекты в широкой области знаний по теме «Татары, иные мусульманские народы, исламские общины Петербурга и Северо-Западного Федерального округа». Мы издаём газету, ведём сайт, готовим новый иллюстрированный журнал «Ислам в Петербурге». Ранее ИД «Медина» выпустил энциклопедический словарь «Ислам в Санкт-Петербурге». Чем коллектив вашего Музея мог бы поучаствовать в этом деле, ведь наша общая задача – просвещение людей, воспитание в традициях добрососедства и диалога?

- Мы всегда будем рады сотрудничать с вами. Сейчас обдумываем специальный лекторий, посвященный Исламу, с привлечением ведущих специалистов по этой религии. Мы хотели бы, чтобы этот проект был не столько академическим, сколько являл собой некую дискуссионную площадку. Намереваемся подобрать такой формат, который позволил бы лекторам ставить проблему так, чтобы ее могли увидеть с разных сторон.

 - В завершение беседы позвольте сугубо личный, даже эмоциональный вопрос. Каково Ваше самое яркое душевное переживание, вызванное или историей, или культурой, или Вашими путешествиями в мире Ислама?

 - Я ездила в Казань, и «Кул Шариф» произвел на меня сильное впечатление. Я не знаю такого уровня музеев, которые, с одной стороны, были бы конфессиональными, а с другой – государственным музеем. Это уникальный пример для России.

 Вы знаете, в моем сознании устойчиво сформировался образ Ислама как картинки из детства. Это панорама Санкт-Петербургской Соборной мечети, которая фантастически смотрится с различных точек Невской акватории. Не уверена, что когда-нибудь мне доведется увидеть нечто такое, что способно затмить в моем сознании этот образ. Для меня Ислам навсегда останется картинкой с минаретами и голубым куполом, возвысившимися над Невскими просторами!

- Большое Вам спасибо за беседу!


Беседовал Марат Булатов

Пресс-служба Санкт-Петербургского Мухтасибата

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: