Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
28 мая 2018
Санкт-Петербург
01:55
Фаджр
03:55
Шурук
12:56
Зухр
18:46
Аср
21:58
Магриб
23:28
Иша

Наталья Тамбиева: Я мусульманка, я русская, я россиянка

В Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области кадровые изменения. На место ушедшего на Урал полномочным представителем муфтия шейха Равиля Гайнутдина Артура Мухутдинова возглавить аппарат централизованной религиозной организации мусульман Петербурга было доверено Наталье Тамбиевой, преподавательнице исламских дисциплин. Специально для ДУМ СПб и Ленобласти культуролог, аспирант кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ Ольга Ефимова взяла интервью у нового руководителя аппарата Санкт-Петербургского Мухтасибата.

Расскажите, пожалуйста, о себе.

Меня зовут Наталья Дмитриевна Тамбиева, мне 29 лет, моя семья жила в г. Грозном до 1994 года, но в самом начале военных действий мы переехали в станицу Каневскую Краснодарского края. Члены моей семьи — православные христиане, хотя не могу сказать, что мы глубоко вникали в постулаты веры, скорее просто соблюдали общепринятые обряды, такие как празднование Рождества Христова и Пасхи. Меня и сестер крестили еще в Грозном, когда мне было 6 лет. В семье мы больше придерживались общечеловеческих правил: обманывать плохо, брать чужое запрещено, надо учиться, чтобы стать достойным человеком и т.д. Поэтому, когда в 2006 году я сообщила своей семье, что приняла ислам,  мой папа сказал: «Ты разумный человек, главное глупостей никаких не делай».

Что привело Вас в ислам, как и когда это произошло?

Первый раз для меня понятие другой веры возникло, когда я познакомилась с мусульманами. Я стала сопоставлять наши религии, задавать вопросы самой себе и им, в чем же наши различия? В первую очередь бросается в глаза внешние проявления религии: пятикратная молитва, омовение, говорят «Аллах» вместо «Бог». Но в то же время я понимала, что я ведь тоже в Бога верю, тоже обращаюсь к Нему, прошу Его о помощи и благодарю за все, что со мной происходит в жизни. В чем же разница?

Не могу сказать, что изучила большое количество литературы, но мне попалась одна книга — «Нравственность мусульманина» Мухаммада аль-Газали. Читая ее, я все время восклицала: Да, я тоже так думаю! Да, и у нас так же! В чем тогда разница? Получается, в нравственности мусульман и христиан разницы нет?

Далее мне попался выпуск журнала "Ас-Салям", он до сих пор у меня хранится. Там было интервью с одной русской девушкой, журналисткой  и писательницей, принявшей ислам. Она рассказывала о том, как ислам повлиял на ее жизнь, как она продолжает общаться с близкими ей людьми, при этом обрела новых друзей среди мусульман. И мне почему-то она очень понравилась, и, будучи совсем незнакомым человеком, стала мне родной по духу. Мне казалось, что я такая же. А еще мне очень нравились фотографии девушек в платках, я прямо любовалась ими, они казались мне такими чистыми, возвышенными, защищенными.

Получалось, что разница была только в том, считаю ли я Мухаммада последним пророком. По правде сказать, искреннюю и осознанную веру в этот постулат ислама я обрела уже став мусульманкой, получив об этом определенные знания.  Я приняла ислам в 2006 году, будучи твердо уверенной, что не меняю своих вероубеждений, а лишь подтверждаю  их, произнося формулу свидетельства - шахаду.

По прошествии десяти лет я отчетливо помню то состояние. Некоторые говорят — как будто заново родился. А я думаю, нет – продолжаю жить. Только теперь все стало, как надо, теперь я та, кем и должна была быть всегда. Платок тоже надела сразу, и это тоже было, как что-то естественное, как неотъемлемая часть меня. Теперь даже мои родные говорят, что не помнят меня другой, будто я всегда была мусульманкой и носила платок.

Спустя год я вышла замуж. С супругом мы были знакомы и до принятия ислама, но поняли, что являемся половинками друг друга гораздо позже.  И опять это состояние естественности, что именно этот человек был создан для меня. В Коране говорится о супругах: «…Они одеяния для вас, а вы одеяние для них…».  Так вот мой муж точно мне подошел, как одежда, сшитая индивидуально по мне. Надеюсь, что он думает также. 

Как ислам повлиял на Вашу жизнь?

С самого начала моего пути мусульманки, я стала учиться, познавать свою религию. Я чувствовала потребность в изучении истории религии, основ веры, правил совершения молитвы, поста, очень хотелось научиться читать Коран. 

Я узнала, что на Васильевском острове есть Исламский культурный центр, где можно научиться всему вышеперечисленному. Начала его посещать, там познакомилась с мусульманками разных национальностей, среди которых были татарки, дагестанки, ингушки, чеченки, малазийки, арабки, русские и еще многие другие. Так в моей жизни появилось много новых знакомых разных национальностей и возрастов.

Шло время, и, получив основную базу знаний в ИКЦ, мне захотелось продолжить обучение.  В 2010 году я поступила в Московский Исламский Институт. При поступлении у меня было одно желание — познавать религию для себя, чтобы иметь твердые знания о религии, которую я исповедую. Но результат обучения оказался совершенно иной: на каждом этапе учебы я открывала для себя новые горизонты и возможности применения полученных знаний. В исламе нельзя получать знания только для себя, если ты обучился хотя бы одной букве, то это знание нужно передать другому. Вскоре я сама стала преподавать в ИКЦ: проводила занятия в детских и  женских группах, вела уроки по чтению Корана, истории пророков, нравственности, а в дальнейшем и по арабскому языку. К окончанию учебы летом 2015 года я знала, что мне надо заниматься тем, что будет приносить пользу людям.

В это время в Петербурге начал работу проект под названием Санкт-Петербургский Мухтасибат, который был организован Духовным управлением мусульман Российской Федерации.  Деятельность этой организации направлена на развитие диалога культур, религий, национальностей.

В ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области я стала преподавать религиозные дисциплины и арабский язык, а также курирую женское направление в нашей работе. Кроме того продолжаю обучение в магистратуре Восточного факультета СПбГУ по направлению «Политика и международные отношения стран Азии и Африки». 

В научной литературе встречается мнение, что новообращенные мусульмане нередко становятся маргиналами: разрывается связь с прежним кругом общения, в то же время и новый круг - мусульманский - принимает человека не до конца, относясь к нему с недоверием. Насколько справедливо, на Ваш взгляд, такое мнение?

Да, я встречала такую точку зрения.  Не могу категорично принять ее или отрицать. Думаю, многое зависит от характера человека, от его коммуникативных способностей и умения вести себя в обществе.  Порой я сама оказывалась на месте этого маргинала, но с уверенностью могу сказать, что при более тесном общении такое восприятие разрушалось и с той и с другой стороны.

Известно, что на этнических русских, принимающих ислам, смотрят с некоторой опаской и связано это с рядом громких случаев, когда человек принимал ислам и примыкал к экстремистским группировкам. Как Вы думаете, почему так происходит, почему мирный ислам их не устраивает?

Думаю, это самый трудный вопрос. Я очень часто размышляю  о таких людях. Мне всегда хочется заглянуть в их головы и понять, почему они стали такими, что ими движет. К сожалению, остается лишь строить догадки.

Мне кажется, что в какой-то степени это отсылает нас к предыдущему вопросу. То есть люди, не принятые до конца в мусульманском  обществе и отвергнутые старым кругом,  хотят утвердить свои позиции. И выбрав мусульманскую сторону, они идут на радикальные меры, будучи озлобленными как на «неверных», так и на своих «нерадивых братьев по вере».  А привлекают их заманчивые речи о великом и справедливом государстве, о распространении истинной веры, пусть и такими методами, ну и конечно, о великой награде в мире вечном.  Красивые слова, но мерзкие дела.

Ведь есть же в противоположность им, русские мусульмане, которые добивались и добиваются признания среди этнических мусульман знанием. Они бывают более усердны в изучении религиозных дисциплин, добиваются высочайших результатов. А затем становятся примером для тех же этнических мусульман: становятся преподавателями, обучают основам религии, арабскому языку, чтению Корана.

Ещё одной причиной, на мой взгляд, является семидесятилетний пласт коммунистического прошлого, когда люди, даже те, кто верил в Бога, вынужден был это скрывать. У новообращённых  мусульман чувства бьют ключом, в их голове никак не укладывается, что они должны обуздать то, к чему  так долго шли. А здесь опять эти красивые речи…Не устаю подчеркивать, что все индивидуально, не говорю за всех и прошу не воспринимать мое мнение как постулат. Это лишь мой взгляд.

10 лет я мусульманка, ни разу за это время не пожалела о своем выборе. Могу идентифицировать себя так: я мусульманка, я русская, я россиянка. Люблю свою Родину и люблю свою веру, надеюсь, что и они будут любить друг друга!

Большое спасибо за беседу!

Беседовала специалист-культуролог, аспирант кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ Ольга Ефимова 

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: