Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

О прекрасных качествах Пророка Мухаммада (ﷺ)

Мир Вам, уважаемые братья и сестры! Наступил благословенный месяц раби’у-ль-авваль, в котором родился лучший из людей, милость для миров, Пророк и избранник Аллаха Мухаммад (ﷺ).

Нравственность Ислама, которая охватывает всю человеческую цивилизацию, зародилась в свете Божественных посланий, обрела форму в учении Пророка Мухаммада (ﷺ) и достигла вершины благодаря его личному примеру.

Сам Пророк Мухаммад (ﷺ) уделял настолько большое значение улучшению нравственности, что, сообщая о цели и задаче своего пророчества, говорил: «Я послан, чтобы усовершенствовать прекрасные нравы!»

Естественное состояние, нрав, характер – эти и не только этические термины с точки зрения лексики выражает арабское слово «хульк». Терминологически оно подразумевает под собой человека, умеющего владеть собой, имеющего хорошие манеры и прекрасный нрав.

Этого можно достичь путем регулирования отрицательных влечений или методом подавления желаний, противоречащих социально-общественным нормам. Можно выразиться по-другому: сделав целевые установки, направленные на достижение высоких идеалов, избегать аморальных и некрасивых поступков.

Если же индивид попадает под давление низменных страстей, или в его характере преобладают негативные свойства, то, разумеется, в таком случае говорят, что у этого человека плохой нрав.

Пророк Мухаммад (ﷺ), говорил:

«Благодаря прекрасной нравственности человек может легко достичь той духовной степени, которую люди обычно достигают постоянными соблюдениями поста и длительными ночными бдениями» («Сунан» Абу Дауда, 7/4797).

Али ибн Абу Талиб, описывая особенности посланника Аллаха (ﷺ), говорил:

«Каждое место, где присутствовал Пророк Мухаммад (ﷺ), было местом постижения знаний, местом средоточия терпения и деликатности. Это было самое спокойное и надежное место. На этих собраниях никогда не разговаривали повышенным тоном, всенародно никого не обвиняли и не критиковали за допущенные ошибки. К каждому присутствующему Пророк Мухаммад (ﷺ) относился с равным вниманием. Сподвижники различались между собой лишь по уровню богобоязненности, но все были скромны и тактичны. На этих собраниях выказывалось уважение к старшим, покровительство к младшим. На повестку дня всегда ставились вопросы тех людей, чьи дела требовали неотложной помощи или вмешательства. И здесь же сразу старались оказать посильную помощь и всегда охраняли покой гостей.

Посланник Аллаха (ﷺ) всегда был добр и приветлив с присутствующими на собраниях. Беседуя, постоянно улыбался, выказывая доброжелательность и понимание. Он был всегда готов простить ошибки людей, никогда и ни с кем не спорил. Его движения были полны достоинства и величия. Он говорил только хорошее и никого не осуждал. Был щедрым и всегда переживал за своих сподвижников.

Когда Пророк Мухаммад (ﷺ) начинал говорить, присутствующие вели себя настолько тихо и безмолвно, что, казалось, они боятся спугнуть птиц, сидящих у них на головах. После его выступления желающие могли вступить в беседу, но при нем никогда не пререкались и не спорили. Если кто-нибудь разговаривал с Пророком Мухаммадом (ﷺ), все ждали окончания беседы и никогда не прерывали ее.

Если на собраниях сподвижники смеялись над чем-нибудь, Пророк Мухаммад (мир ﷺ) тоже начинал улыбаться. Если что-то вызывало удивление присутствующих, он удивлялся вместе с ними. Несмотря на возмущения сподвижников по поводу манеры разговора или просьб некоторых людей, сделанных в резкой и грубой форме, он спокойно и невозмутимо сносил эти поступки. При этом он говорил: „Заметив кого-нибудь, кто обращается к вам с какой-либо просьбой, помогите ему!“

Пророк Мухаммад (ﷺ) не любил чрезмерных восхвалений, особенно тех, где превозносятся не свойственные ему качества. Пока не переходили границы дозволенного, он никогда не обрывал говорящих. Если кто-нибудь совершал несправедливость, он обычно старался остановить или же покидал собрание».

Все поступки и деяния Пророка Мухаммада (ﷺ) представляют своеобразные нормы и критерии, которыми обязано руководствоваться все человечество. Он четко очертил и показал все нормы поведения людей, при этом нигде не перешел грани нравственности и морали.

В этой статье мы привели всего лишь малую часть из многочисленных качеств и достоинств посланника Аллаха (ﷺ). Он представляет собой личность, на которую равняются не только мусульмане, но и все человечество. Мы просим Аллаха улучшить наши нравственные качества и облегчить следование путём Пророка (ﷺ)!

Текст: Хуршеди Азиззода, имам-преподаватель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области


Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: