Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Обновление с опорой на традиции


2018 год – год 200-летия выдающегося отечественного татарского богослова, просветителя, педагога Шигабутдина Марджани. В конце прошлого года Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области провело II Дни мусульманской культуры, кульминацией которых стала Всероссийская конференция, посвященная наследию Шигабутдина-хазрата – II «Марджаниевские чтения».

Среди организаторов конференции, прошедшей в стенах официальной гостиницы Государственного музея Эрмитаж, были Духовное управление мусульман Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский исламский институт, при участии Института философии Российской академии наук, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и издательского дома «Медина».

«Обновленческое движение в Исламе: прошлое, настоящее и будущее» - именно этой масштабной теме и было посвящено петербургское научное собрание.

После пленарной части конференции прошла панельная сессия, где была затронута темы татарской обновленческой богословской мысли и системы мусульманского образования в конце XIX – начале XX веков.

Все они собрались для того, чтобы обсудить вопросы реформаторского движения, приблизиться к осмыслению того, что означало обновленческое движение в прошлом и что оно представляет сейчас.

«В последние годы в современном мусульманском сообществе активизировалась дискуссия по вопросу обновленческого движения, - рассказывает организатор конференции, председатель ДУМ СПб и ЛО имам-мухтасиб Дамир Мухетдин. – При этом надо понимать, что эта дискуссия имела актуальность и сто, и даже двести лет назад. Как только весь мир попал в череду обновления своей экономики, что стало следствием нескольких промышленных революций в XVIII и середине XIX вв., начал меняться и сам мир, его идейно-культурный облик. Эти изменения коснулись средств коммуникации, средств передвижения, технологий производства. Всё это предстало перед мусульманским мировым сообществом в виде вызова, на который знатокам Ислама, улемам международного значения необходимо было реагировать. Перед необходимостью реакции на широкомасштабные изменения в привычном доселе укладе жизни и экономики пришлось реагировать и бюрократическому аппарату, и вообще всем людям на планете. И как следствие этого, мусульмане стали задавать вопросы богословам, исламским учёным: “А как нам быть?”, “А что говорит религия по тому или иному аспекту жизни?” И чтобы ответить на эти перманентно возникавшие вопросы, учёные-богословы пытались осмыслить вековые традиции священного Корана, Ислама исходя из контекста сегодняшнего дня».

«Мы не ставили задачей пригласить широкий круг участников в силу узости заявленной темы, что не позволяет выносить её на широкое общественное обсуждение. Однако весьма важным для нас остаётся ознакомление с выдающимся богословским наследием наших прославленных предшественников широкими слоями мусульманской общественности», - сразу было заявлено на пленарной части конференции.

«Наша первостепенная задача, - продолжил мухтасиб Мухетдин,  – сохранить мир; чтобы люди, в результате исповедания той или иной религии оставались “Божьими людьми”. Важно, чтобы религия не привела их к конфронтации, умерщвлению души. Главное: веруя в Бога не превращаться в человеконенавистника. Поэтому этическая сторона вопроса для нас всегда остаётся главной. Популяризируя богатейшее наследие выдающихся богословов XIX – нач. XX веков мы приобретаем важную аргументацию в дискуссии – «мы не конструируем новые идеи, мы лишь возрождаем то, что было сказано до нас и сто лет назад, и тысячу; мы лишь даём им новое звучание и осмысление».

По мнению профессора Казанского федерального университета, доктора исторических наук Айдара Хабутдинова, сейчас вершится важное для мусульманской общины событие – в течение уже двух лет делаются важные шаги по увековечиванию богословского наследия выдающегося мусульманского деятеля Шигабутдина Марджани:

«Шигабутдин-хазрат актуален для нас, потому что процесс, начавшийся двести лет назад, и сама жизнь этого человека, тесно связаны с современными проблемами России. Сюда я отнесу идею правового государства, конституционализма, суверенитета парламента, выборности всех властей, включая муфтия, как власти у мусульман. Всё это актуально и для современного мусульманского мира. Когда мы дискутируем на тему, что является приемлемым для исламского сообщества: тирания или демократия, истоком которого является коранический принцип “шуро”, что означает принадлежность суверенитета народу, который избирает своих представителей, формируя парламент».

Крайне важно то, - заключил казанский профессор-историк, - что сегодня неоднократно было сказано, что и Шигабутдин Марджани, и Ризаэтдин Фахретдин, и Галимджан Баруди отстаивали принцип суверенитета народа.

Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Тауфик Кемаль Ибрагим поделился следующим:

«Мой доклад посвящён реформе традиционной мусульманской картины мира, прежде всего картины истории. Этот взгляд строится на убежденности современных мусульман в том, что после ухода из жизни Пророка (мир ему) история пошла вниз. Каждое из последующих поколений было хуже предыдущего, и скоро наступит конец света. Подобные взгляды, долгое время господствовавшие не только у мусульман, но и у представителей других религий, нуждаются в коренном пересмотре».

Стоит также сказать, что это мероприятие прошло при финансовой поддержке Благотворительного фонда «САФМАР» и лично его руководителя М. С. Гуцериева.

Фотоотчет о проведенной конференции смотрите здесь.

Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: