Политические учения в Исламе: слово петербургскому имаму Фарруху Тожидинову
05.06.2018
Представляем вашему вниманию цикл статей имама-преподавателя Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Фарруха Тожидинова, посвящённых такой серьёзной с научной точки зрения теме, как политические учения в Исламе:
Часть 1. Место власти в Исламе и её истоки.
Мусульманский мир выступает как комплексная цивилизационная и социокультурная система. Однако в этом качестве он демонстрирует различность и множественность функций религии Ислам в жизни общества. Эта различность обусловлена тем фактом, что Ислам используется самыми разными политическими силами как для укрепления позиций исламской цивилизации на мировой арене, так и для достижения вполне конкретных политических, геополитических, идеологических и экономических целей[1].
Исламские общественно-политические идеи, как правило, основываются на положениях, согласно которым государство с заложенными в его фундамент принципами - есть результат божественной воли. По этой причине, государство рассматривается не в качестве инструмента достижения каких-либо целей, имеющих промежуточный характер, а как милость и благо, ниспосланное людям[2].
Одной из догм Ислама является то, что он не проводит различия между государством и обществом, а также между религией и государством. Поэтому едва ли в теоретических поисках мусульманских интеллектуалов того времени можно найти хоть одну доктрину, посвящённую исключительно государству и вопросам светской власти. Все они так или иначе были связаны с религией.
В рамках исламской политической мысли сформировались два основных подхода к изучению государства и политики – нормативно-юридический и этико-философский[3]. Нормативно-юридическое направление основано на мусульманской юриспруденции – фикхе. На становление и развитие этого направления не было оказано влияния административно-политических традиций других цивилизаций. Что же касается философско-этического подхода к изучению общественно-политических идей, то вряд ли можно говорить о глубоком воздействии на него мусульманской религиозной догматики. Правда, эмпирический материал для представителей арабской философии давала практика функционирования именно мусульманского государства – халифата. Гражданская идентичность в умме формировалась на безусловном признании божественного закона и временного (земного) главы общины – халифа[4]. Такой же принцип власти заложен в Священном Коране: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас»[5]. Тем не менее, средневековые исламские философы строили политические концепции со значительной опорой на традиции древнегреческой политической философии.
Имам-преподаватель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Фаррух Тожидинов
[1] Исламский фактор в мировой политике : курс лекций : [учеб. пособие] / Г. Н. Валиахметова ; [науч. ред. В. А. Кузьмин] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. С. 17.
[2] Туманян Т.Г. Философия идеальной власти: Политические концепции средневекового ислама. Изд-во СПбГУ. 2009. С. 5.
[3] История политических и правовых учений: Учебник для И90 вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. С. 146.
[4] Туманян Т.Г. Философия идеальной власти: Политические концепции средневекового ислама. Изд-во СПбГУ. 2009. С. 6.
[5] Священный Коран. Смысловой перевод с комментариями/гл. ред. Д. Мухетдинов. – Москва: ИД «Медина», 2015. Сура 4. Аят 62.
Комментарии:
Пока нет комментариев