Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Представление Ислама как некоей пятой колонны – заезженный штамп

Председатель ДУМ СПб и ЛО имам-мухтасиб Дамир Мухетдин делится мнением о презентации в Государственной Думе РФ своего труда - учебного пособия "История ислама в России", которая прошла в начале этой недели. 

На этой неделе имел честь презентовать свою книгу – «История ислама в России» в стенах Государственной Думы для широкой аудитории: депутатов, широкого круга профильных специалистов – историков, востоковедов, религиоведов (были представлены ИСАА МГУ, Институт востоковедения РАН, Институт российской истории РАН, Казанский федеральный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет), религиозных деятелей различных конфессий.

Презентация состоялась в ходе научно-образовательной конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее». Конференция носила характер довольно обстоятельного разговора и дискуссии, своего рода столкновения мнений, звучали и критика, и похвала. Программным и очень объемлющим стало выступление нашего духовного лидера муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

Часть журналистов, наблюдавших за мероприятием, преподала в качестве сенсации информацию о том, что через 15 лет доля мусульманского населения может достичь трети всех живущих в России. Этот прогноз вызывает самую разную реакцию в нашем обществе, но тут уместным будет отметить, что сенсации этой как минимум лет десять. Исключительно опытный государственный деятель и дипломат Вениамин Викторович Попов, например, на многих площадках озвучивал еще более яркие прогнозы. К примеру, что к середине ХХI века доля мусульман в нашей стране может дорасти и до половины населения.

У нас демократия и каждый волен трактовать такие прогнозы по-своему. Я в своем выступлении в Думе привел такие данные: в начале ХХ века доля нетитульного населения Российской империи была также очень высока. В мусульманской фракции Государственной думы Российской империи 2-го созыва было 36 депутатов-мусульман, активно практикующих свою религию, имевших и религиозное, и светское образование, владевших и родным, и русским, и европейскими языками. Активное интеллектуальное и культурное развитие мусульман, расширение их гражданских свобод прервались революционными событиями и Гражданской войной, однако, как все мы знаем, отнюдь не этнокультурное разнообразие послужило спусковым механизмом к слому государственности.

Сегодня заезженным штампом относительно ислама является его представление как некоей пятой колонны, мусульман как недостаточно лояльных граждан, взоры которых постоянно обращены за рубеж.

Да, действительно, в 90-е годы прошлого века мусульманская молодежь стала массово выезжать в исламские страны для образования и привозила оттуда нехарактерные для нашей исламской традиции взгляды, менталитет и обычаи. Здесь мы должны сказать спасибо Иосифу Виссарионовичу Сталину, по чьему указанию в годы репрессий мусульманское духовенство и интеллектуальный класс были практически уничтожены как явление, за исключением единиц. К моменту обретения религиозных свобод у российских мусульман не осталось (опять же, за исключение единиц) наставников, шейхов, которые могли бы в полной мере удовлетворить колоссальный духовный голод паствы.

Утопические идеи построения шариатского государства здесь и сейчас, через войну и братоубийство, появились на российской почве именно на этой почве почти полного отсутствия духовенства и мусульманской инфраструктуры.

Сегодня наша цель должна заключаться в том, чтобы не изолироваться, а, напротив, интегрироваться в российское государство, российский социум и защищать интересы мусульман инструментами демократического гражданского общества, парламентаризма, низовой инициативы. Духовное управление мусульман Российской Федерации, в свою очередь, видит своей миссией подготовку духовенства, богословов и соответствующей инфраструктуры.


Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: