Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
28 ноября 2020
Санкт-Петербург
07:27
Фаджр
09:27
Шурук
12:47
Зухр
14:15
Аср
16:05
Магриб
17:35
Иша

Пятничная проповедь на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района ЛO

16 октября на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области прошла пятничная молитва. Предлагаем вашему вниманию проповедь первого зампреда ДУМ СПб и ЛО Дамира-хазрата Хусаинова, посвященную положению ученых в умме Последнего посланника Аллаха (с.а.с.) и пополнение их рядов в наши дни:

«Засвидетельствовал Аллах, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием» (Благородный Коран, сура «Аль ‘Имран», аят 18)

В этом благородном аяте Всевышний Аллах начал с Себя, затем упомянул ангелов, а затем обладающих знанием. Уже в этом достаточно для ученых этой уммы почета и достоинства.

Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Самое высокое положение из людей перед Аллахом занимают те, кто стоит между Ним и Его рабами, а это пророки и ученые» («Тазкирату-ссами’», 36). Что же касается тех, кто пренебрегает учеными и хочет обойтись без них. Имам Ибн аль-Мубарак говорил о них: «Кто пренебрег учеными, тот потерял жизнь будущую (ахира)» (Ибн ‘Асакир, 32/344). Такую степень возвышения они получили от самого Господа в силу обладания знаниями и их постоянной жизненной практики. Относительно самого понятия «знания» красноречиво высказывание имама аль-Хатыб аль-Багъдади, который говорил: «Знание – это правильное понимание и осведомленность, а не множество сообщений!» («аль-Джами’», 2/174).

Когорту ученых богословия пополнил на этой неделе Председатель нашего ДУМ СПб и ЛО (Санкт-Петербургский Мухтасибат) имам-мухтасиб Дамир Мухетдин. Свою диссертацию «Исламское обновленческое движение конца XX – начала XXI века: идеи и перспективы» на соискание учёной степени доктора теологии Дамир-хазрат посвятил исследованию обновленческих идей Фазлура Рахмана, подходу Мухаммада Аркуна и методологическому плюрализму в изучении ислама, теоретической системе Мухаммада Шахрура, гуманистической герменевтике Насра Хамида Абу Зайда.  Перечисляя предыдущие этапы развития обновленческого движения в исламе с первых веков хиджры, он подробно рассматрел последний этап развития обновленческого движения, с которым ученые имеют дело с середины XX века по сей день.

Идея обновления (тадждид) глубоко укоренена в самой духовной традиции ислама и сама по себе не является чем-то принципиально чуждым ей. Как подчеркнул Дамир Мухетдин, внимание к наследию этих ученых объясняется тем, что они наиболее полно репрезентируют ядро обновленческой мысли. В своей работе он обозначил, что исламские неомодернисты не выступают против традиционного, но изучают традиционное, актуализируют его, развивают лучшее в нем. Доктор Мухетдин выражает уверенность, что именно обновленческая мысль будет формировать повестку дня интеллектуального ислама в ближайшие десятилетия. Защита прошла блестяще. Наш руководитель получил степень доктора теологи единогласным решением диссертационного совета.

У ученых на земле своя определенная миссия. Всевышний Аллах огласил ее в Своем Послании:

«Но будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его» (Благородный Коран, сура Аль ‘Имран, аят 79)

Имам аль-Бухари передал, что Ибн ‘Аббас относительно слов «Будьте духовными наставниками» подчеркул: «Мудрыми учеными». Мы все поздравляем нашего руководителя с успехом и просим Всевышнего укрепить им умму российских мусульман.

В ходе проповеди коснулись дискуссионного в наше время утверждения, что знание можно получать из книг обширного исламского наследия без наставничества современных ученых, которое самим же этим наследием и полностью отвергается. Так, Ибн ‘Аббас спросил: «Известно ли вам, как исчезнет знание с земли?» Ему сказали: «Нет». Он сказал: «С исчезновением ученых» (Абу Хайсама в «Китабуль-‘ильм», 53).

Не обошли вниманием и суждение о том, кто же является в нашей умме «ученым», обладателем этой степени. Поскольку сам пишу в аспирантуре диссертационную работу по наследию Имама аш-Шатыби, раскрыл эту степень на основе его определения. Имам аш-Шатыби сказал: «Тот, о ком ученые не сказали, что он ученый, не является таковым до тех пор, пока ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!» («аль-И’тисам», 2/738).

Кульминацией проповеди стало описание основного свойства ученых всех времен. А это – ни что иное, как открытое придерживание истины и её публичная декларация. Всевышний Аллах сделал Свою религию явной и открытой, имеющей превосходство над прочими религиями. Всевышний Аллах сказал:

«Он – Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины, чтобы сделать ее явной над прочими религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Благородный Коран, сура «ат-Тауба», аят 33)

Истинное знание будет всегда явным, и истинные ученые этой религии будут всегда открыто придерживаться истины, как сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придет повеление от Аллаха» (аль-Бухари, 4/187; Муслим, 6/52).

Заключением пастырского слова стала проекция вышесказанного на нынешние реалии. Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах будет посылать для этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию!» (Абу Дауд, 4291; аль-Хаким, 4/522; Ибн ‘Асакир, 1/51; Ибн ‘Ади, 1/123). Т.е. «муджаддидов», о которых Хафиз Ибн Касир сказал: «Каждый обладающий знанием, из различных категорий ученых: толкователей Корана, мухаддисов, факъихов, знатоков грамматики и стилистики арабского языка и т.п.»(«Базлюль-маджхуд», 17/202). Это те, «кто отделит Сунну от нововведения (бид’а), возвеличит знание и его сторонников, и подавит бид’а и ее сторонников» («Базалуль-маджхуд фи халли Аби Дауд» имама-мухаддиса ас-Сахаранфури, 17/202).

Естественно, они будут из признанных ученых. Имам аль-Мунауи сказал об этом: «Ученые говорили: муджаддидом не может быть никто, кроме ученого!» («Файдуль-Къадир», 2/135). Относительно их количества в одну эпоху Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Необязательно, что каждые сто лет муджаддид должен быть только один» («Фатхуль-Бари», 13/295). Некоторые из таких имамов религии, как и «муджаддиды», не были восприняты либо властью, либо своим сообществом – подвергались критике, козням и лишениям. Да, именно об имамах религии, ученых религии говорилось в моей проповеди, а «придворные ученые» и т.н. «народные ученые» остались за темой.

Первые – ученые, которые служат религии, которых волнует поиск и отстаивание истины, довольство Господа правителей и людей. Их не волнует на этом пути порицание порицающих, ибо они заботятся тем самым и о благочестивых, и о невеждах, не ожидая от них признания, не ища их довольства. Для них важно отстаивание права Законодателя, доведение истины до людей без размышлений о том, много или мало у них последователей и любят их или нет. Они разъясняют людям религию, отстаивают ее право в их жизни и как лекари изучают болезни общества, изыскивая в религии лекарство для их исцеления.

Жизнь, а еще более, уход из жизни (и то, чем он сопровождался) таких великих ученых ислама, как Абу Ханифа и имам Ахмад – красноречивое подтверждение жизненной позиции настоящих поборников религии. Сколько еще на протяжении столетий Всевышний посылал людей с почетной миссией «обновлять» Его религию, очищать от наслоений, возрождать дух и ценности Закона? Многие из них не были достойно оценены при жизни.

Вторые – это ученые, которые издают фетвы ради довольства правителей, своим статусом и знаниями сакрализируя их власть и помогая им оставаться легитимными в глазах людей с точки зрения Божественного провидения.

Третьи – это те, кто издает фетвы, которые желает слышать народ, даже если это неправильно. Ради популярности среди людей, либо чтобы удовлетворить их или из-за любых других причин, считая, что основа в Исламе – это облегчение, и облегчает во всем, что может. Такой же метод держаться на плаву, как и первый. Не служение, а «обслуживание».

Призвание ученых – гореть, освещать путь истине, но и участь иногда была такой же. История тому свидетель. Они горели на кострах, разожженных невежеством и страхом тех, кого истина, если она восторжествует, лишала покоя и привилегий».

Дамир-хазрат Хусаинов,
Первый заместитель председателя ДУМ СПб и ЛО


Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: