Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

Справедливость, демократия, согласие. Разбор протестов против церкви

Кейс с протестами горожан против строительства храмовых комплексов, наиболее витринным из которых стало противостояние против строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге, ставит перед обществом сразу несколько вопросов для глубокого осмысления. Два самых главных из них: «Демократия – это претворение воли большинства или учет мнения меньшинства?», «Должна ли вершиться справедливость, если она разрушает мир и согласие?».

Верующему человеку очень сложно принять саму мысль, что кто-то яростно выступает против храма – места, где человек очищается душой, приобщается к высшим ценностям. Нашему поколению россиян волей Всевышнего предначертано исправить ту огромную несправедливость, которая творилась в течение ХХ века по отношению к религии. В соответствии со здравым смыслом и с принципом справедливости, без сомнений, незаконно отнятое, вырванное с кровью у верующих, должно быть возвращено, погубленное – восстановлено. Но в нашей действительности зачастую происходит так, что «причинение справедливости» губит согласие, наносит серьезный ущерб культуре и единству общества. И это следует иметь в виду. Нашему обществу противопоказана справедливость, которая уязвляет и разделяет людей. В конечном итоге все материальные и нематериальные ценности принадлежат людям и нельзя, чтобы возврат ценностей превратился в очередное обкрадывание народа.

Что до второго вопроса, здесь я рассуждаю и сам как представитель религиозного меньшинства (если так можно выразиться о 25-миллионной общине). Сегодня наиболее оптимальным решением для Екатеринбургского и подобных ему кейсов многим видится референдум, по итогам которого меньшинство должно будет согласиться с мнением большинства.  Мало сомневаюсь в том, что число сторонников храма в абсолютных показателях превысит число его противников. Но простой арифметический подход не учтет качества этих большинства и меньшинства.

По всем объективным данным, протестующие против храма в Екатеринбурге – это активные, небезразличные и настроенные на позитивное действие люди. Это те, кто уже сегодня, каждый на своем месте, стремится сделать нашу жизнь лучше. Позитивные перемены в обществе, реализация общественно значимых задач, требующих вовлечения всего общества, создание современной городской культурной среды, развитие волонтерства и благотворительности немыслимы без этого активного меньшинства. Игнорировать, не придавать значение его интересам было бы преступной глупостью по отношению к нашему общему будущему.

В ситуациях, подобных екатеринбургской (а как мы узнали в последние дни, случай этот знаковый, но далеко не единственный), критически важно сменить плоскость обсуждения с противоборства и доказывания собственной правоты на поиск приемлемого для всех сторон решения. На первый план должна выйти идея поиска и достижения согласия, а не идея восстановления справедливости. Кстати, именно для Екатеринбурга месседж примирения и согласия не нов и не чужд. Более десяти лет назад с идеей устройства в Екатеринбурге Площади согласия выступил губернатор Свердловской области. Дело заключалось в возведении Соборной мечети Екатеринбурга на пересечении улиц Декабристов и Чапаева, которая вошла бы в ансамбль с православным храмом и синагогой в этом же районе. Не хочу злорадствовать, но в том, что проект был сорван, а город продолжает задыхаться от нехватки мечетей, ответственны буквально все стороны, которые сегодня настаивают на возведении Храма святой Екатерины.

Здесь уместно порассуждать и о том, как относятся ко всем этим противостояниям за и против храма мусульмане. А широкие слои думающих мусульман, на самом деле, приходят к неутешительным для себя выводам. Проблема нехватки мечетей и религиозных объектов, особенно в мегаполисах для мусульман стоит на порядок острее, чем для православных. Однако при формальном равноправии российских граждан и включении ислама в число четырех традиционных религий Российской Федерации, отноршение многих региональных властей к потребностям мусульман более чем пренебрежительное.

Правоверные Свердловской области видят и сравнивают действия местных и областных властей по отношению к православному храму и мечети и вот что они видят: чиновники защищают и лоббируют проект храма и совершенно противоположным образом относятся к чаяниям и потребностям мусульман. Несмотря на то, что часть горожан уже трижды отвергла идею возведения православного храма, чиновники заявляют о готовности подобрать еще четыре участка (не совневаюсь в том, что далеко не на задворках города, а в престижных районах уральской столицы), о том, что горожане могут предлагать и свои варианты расположения храма и дают понять свое намерение довести начатое до конца.

В то же время, в отношении строительства Соборной мечети никаких протестов не было, были десятки тысяч подписей, собранных в защиту мечети, но политической воли учесть интересы автохтонного татарско-башкирского населения Урала, внесшего огромный вклад в становление и развитие знаменитой уральской металлургической промышленности, как не было, так и нет вот уже более 20 лет. Напротив, прочитывается желание торпедировать потребности мусульман при одновременном требовании снести временное здание мечети.

И в этом отношении Екатеринбург далеко не единственный в своем роде. В 2010 году в федеральную информационную повестку вошла проблема стрительства мечети на Волжском бульваре на Юго-Востоке Москвы, где в советское время компактно селились татары, а в последние годы – трудовые мигранты (т.н. “Мечеть в Текстильщиках”). На протестных митингах населения округи было порядком меньше, чем активистов националистической направленности, организованно прибывавших на эти сходы. Мусульманская община запрашивала у города участок на пустыре, в промышленной зоне, на отдалении от бульвара как такового. Но местные жители заявили, что хотели бы видеть на этом месте благоустроенный парк, т.к. в их районе не хватает зеленых зон. На сюжет откликнулась и церковь, призвавшая при решении вопроса о строительстве мечети в Текстильщиках учитывать мнение местных жителей. Проект мечети в 2010 г. свернули, а уже на следующий год стартовал проект возведения в столице 200 церквей шаговой доступности (в действительности уже 380). Там же на Волжском бульваре, в непосредственной близи бульвара выросло два православных храмовых комплекса. А сколько церквей за это время было построено вопреки желанию местных жителей и за счет зеленых зон? Мы, положа руку на сердце, уже сбились со счета.

Печальный этот список можно продолжать долго: это и практически достроенная со всей разрешенной документацией мечеть в Калининграде, которую власти требуют снести, и выставление в Ростове-на-Дону на торги здание исторической мечети, хотя по закону о реституции оно должна быть передано мусульманам и многие другие сюжеты. Думаю, здесь будет уместна и доля морализаторства в отношении бюрократов разных уровней: нельзя годами разделять людей по вероисповеданию, раскалывать таким образом общество и делить народ на сорта, а потом сетовать на отсутствие гражданского согласия, на смутьянов и вечно недовольных горожан.

Имам-мухтасиб Дамир Мухетдин

Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации,

Ректор Московского исламского института, 

Член Общественной палаты Российской Федерации».

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: