Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
11 декабря 2018
Санкт-Петербург
07:50
Фаджр
09:50
Шурук
12:52
Зухр
14:06
Аср
15:53
Магриб
17:23
Иша

У истоков празднования Мавлида ан-Набий

Представляем вашему вниманию статью имама-преподавателя ДУМ СПб и ЛО Ильгиза Давлетшина «У истоков празднования Мавлида ан-Набий». В предлагаемой статье автор исследует эволюцию празднования рождения лучшего из творений Господа - пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) в историческом контексте.

Ислам, зародившись в VII веке на Аравийском полуострове, впоследствии развился в особую культуру, которая сыграла ключевую роль в формировании богатой мусульманской цивилизации. В развитии этой мультиэтничной цивилизации принимали активное участие самые разные народы, входящие в ее состав. Мусульманская цивилизация обогащалась культурами и традициями этих народов, «пропуская» их через призму Ислама. То, что не противоречило кораническим принципам Единобожия – оставалось, остальное же - либо видоизменялось, либо отвергалось. Впоследствии этот процесс способствовал многообразию и многоголосию мусульманской культуры и её расцвету. Если мы сегодня взглянем на карту мусульманского мира, то убедимся, сколь он разнообразен. Каждый его регион имеет свои особенности проявления мусульманской идентичности. Однако, несмотря на всё это многообразие, в основе мусульманской культуры в самых различных уголках мира всегда лежат исламские принципы. Они являются объединяющим фактором всего мусульманского мира. Одним из таких проявлений многообразия культуры является празднование Мавлида ан-Набий – дня рождения пророка Мухаммада (мир ему).

Первые сведения об этом относятся к временам Абу Саида Каукабри ибн Зайнутдина (1190-1233) - правителя Эрбиля в 1204-1208 гг. Он славился своими познаниями в богословии, а за свою храбрость был наречён титулом «Музаффар», то есть «Победитель». При его правлении историками зафиксировано первое всенародное празднование Мавлида ан-Набий. Полное описание события дано историком Ибн Халликом. В сравнительно короткое время традиция отмечания Мавлида распространяется по всему мусульманскому миру.

В Османской империи в 1558 году Султан Мурад III представил Мавлид ан-Набий своему двору. Один из турецких исследователей даёт подробное описание празднования Мавлида при Османском дворе: «В день Мавлида высшая аристократия государства и почётные гости собираются в Соборной мечети. Все одеты в официальную одежду, которая предназначена по чину. Приближенные высшего военного чиновника приносят сосуд с благовониями. Один из сосудов ставят перед высшим религиозным служителем шейх-уль-исламом, другой — перед везирами. Военные на конях отправляются за падишахом. Падишах приезжает на коне. С коня его спускает высший военный чин. Сосуды с благовониями убирают перед приходом падишаха. Муэдзины читают первую суру Корана — «Фатиху». Открываются специальные окна в мечети, называемые «Махфил-хумайун», что сигнализирует о приближении падишаха. Падишах садится на своё место, за ним все рассаживаются. Имамы разных мечетей друг за другом читают проповеди. Им от имени падишаха преподносятся собольи шубы и другие подарки. После шейхов выходят «мавлидханы» — специальные чтецы Мавлида. Во время чтения эпизода, возвещающего приближение родов Амины, все присутствующие становятся на ноги, приветствуя рождение пророка Мухаммада. После чтения поэмы читается приветствие от религиозного руководства Мекки. По окончании церемониала аристократия государства садится на коней. Падишах прощается со своими сановниками и в окружении своих приближённых отбывает в свой дворец».

Как отмечают турецкие историки, правитель Османской империи Селим II (время царствования с 1566 по 1574 годы) церемонии Мавлида проводил очень пышно. В 1910 году Османское государство принимает указ о праздновании дня рождения пророка как официального праздника государства. Правительство Ататюрка отменяет этот указ. Сегодня в Турции мавлиды читают по разнообразным событиям: в течение месяца рождения Мухаммада (мир ему), на религиозных сборах, в день рождения младенца, и в другие важные дни жизненного цикла мусульман.

В Западной Африке годовщина дня рождения пророка Мухаммада иногда объединяется с локальными традиционными праздниками. Для некоторых суфийских орденов в этой области, особенно для тариката Тиджанийа в Сенегале, праздник становится главным собранием. В Чаде, Судане, Северо-Восточной и Восточной Африке Мавлид проводится регулярно. Праздники становятся более или менее похожими на празднование в арабских странах.

В Средней Азии Мавлид сопровождается посещением культовых религиозных мест в Туркестане.
Эмоциональный подход, свойственный Мавлиду, оказался наиболее близок духовному восприятию процесса праздника различными народами по всему мусульманскому миру, что привело к симпатии к этому празднику самых широких слоёв населения.

Празднование рождения пророка Мухаммада (мир ему) привело к разработке определённых ритуалов проведения праздника, различных формул, прославляющих Аллаха и Его Посланника и к правилам рецитации этих благословенных формул.

В арабском мире рецитация Мавлида стала всеобщей в течение XV века и стала универсальной в конце XVIII века. Происхождение этих рецитаций может быть найдено в религиозных выступлениях в Эрбиле в Верхней Месопотамии. До сегодняшних дней дошли произведения известных сочинителей поэм-мавлидов. В Мекке выступает поэт Кааб ибн Зухейр, автор касыды «ал-Бурда», который одним из первых сложил панегирики в честь пророка Мухаммада (мир ему) и Мухаммад ибн Са’ид ал-Бусири (1204-1294).

На турецком языке наиболее известные поэмы-мавлиды были сочинены Сулейманом Челеби. Они декламируются по всей Турции, Европе, у мусульман Среднего Поволжья и частично в Средней Азии.
В месяц рождения пророка у российских мусульман принято приглашать людей в гости для чтения и слушания Корана. В эти дни читаются проповеди в мечетях, рассказывающие о жизнедеятельности пророка Мухаммада (мир ему). Особой популярностью среди определённой части поволжских мусульман в месяц рождения пророка пользуется и поэма Сулеймана Челеби «Василат ан-Наджат», известного под названием «Маулет китабы» («Книга Мавлида»). Эта поэма читается не только в месяц Мавлида ан-Набий, но и в разное время наряду с другими поэтичными книгами для эстетического удовольствия.

В связи с ростом национального самосознания в ХIХ веке праздник Мавлид ан-Набий у мусульман России приобретает черты национального мусульманского праздника. Ранее в день рождения Пророка муллы читали проповеди в мечетях, кому было под силу, собирали народ на угощение в своих домах для чтения Корана в честь заключительного Божьего Посланника. Несмотря на споры учёных-богословов, народ полюбил этот праздник. Он удовлетворял потребности почитания народа избранной Аллахом личности, восхищения Пророком (мир ему), который был сам из народа.
Однако празднование Мавлида среди российских мусульман не обрело такого культового значения, как в других мусульманских странах, и этот праздник не вышел на уровень грандиозного фестиваля как там.

Пресс-служба Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: