Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня

«Возрождая наследие великих предшественников…» Имам Салих Кадеев о смыслах популяризации отечественного исламского богословского наследия

Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Салих Кадеев рассуждает о том, каковы смыслы возрождения богословского наследия выдающихся татарских религиозных деятелей сегодня.

 

В Петербурге отгремели II Дни мусульманской культуры, которые уже становятся доброй традицией в жизни приверженцев Ислама Северной столицы России. 23 ноября состоялась II Всероссийская научно-образовательная конференция «Чтения имени Шигабутдина Марджани», посвященная теме «Обновленческое движение в Исламе: прошлое, настоящее и будущее». Почему же главный организатор конференции Духовное управление мусульман Российской Федерации называет свои конференции именами отечественных богословов/учёных: Шигабутдин Марджани, Галимджан Баруди, Ризаетдин Фахретдин, Муса Бигиев и т. д.? Это не случайно, ведь именно с этими именами связано религиозное, культурное, научное возрождение мусульманских народов всей России. Учебные заведения, возглавляемые этими богословами, являлись центрами знания и культуры царских и советских времён. Эти выдающиеся учёные мужи обучали, воспитывали, прививали мусульманам любовь к науке и знаниям, чтобы в дальнейшем их ученики стали предводителями мусульманской уммы. И, посредством возрождения и актуализации традиций отечественных просветителей, ДУМ РФ проводит такие масштабные научные собрания.

При этом важно не ограничиваться лишь присвоением имён учёных таким конференциям. Наш долг - воплотить их идеи и чаяния в век нынешний. Как мы можем это осуществить? Во-первых, это, конечно, издание их трудов. Печальный факт - труд Шигабутдина Марджани издаётся и переиздаётся в арабских странах, в частности, в Иордании, тогда как у нас на русском языке издано всего лишь несколько его книг. Однако, не всё так плохо. Издательский дом «Медина» при ДУМ РФ публикует труды отечественных богословов: к примеру, год назад вышла книга Мусы Бигиева «История Корана и его сводов», ведутся исследования наследия российской исламской мысли. Во-вторых, раз уж мы признаём их великими учёными, именуем в их честь крупные научные мероприятия, то мы должны и следовать их методологиям в деле просвещения мусульманской уммы, воскрешая те идеи и концепции, которые они возрождали или пытались осуществить. А не просто повторять их имена как некую мантру для подкрепления своей позиции.

По долгу своей просветительской и научной деятельности в Петербурге, мне приходится сталкиваться с трудами наших отечественных богословов, особняком среди которых стоят работы Шигабутдина Марджани. Хочется выделить некоторые аспекты его мировоззрения; то, как Шигабутдин-хазрат пытался обновить исламское наследие, и то, как он просвещал умму. Мусульманский богослов, религиозный деятель Х.-Г. Габаши отмечал, что Марджани был обновителем. Он говорил: «Обновление религии – это обновление следования Корану и Сунне» [1] , т. е. возрождение тех ценностей, которые заложены в первоисточниках религии Ислам. Исследователь трудов Шигабутдина Марджани А. Н. Юзеев указывает на то, что Марджани считал, что эпоха вынесения самостоятельного суждения с опорой на Коран и Сунну не прекращалась.[2] 

Еще одним важным моментом его жизни является то, что он активно сотрудничал с академическим сообществом, с востоковедами. Очно был знаком с казанскими профессорами И. Ф. Готвальдом, В. В. Радловым, а также, через своего ученика Х. Фаизханова, устанавливал связь с В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави.[3] Некоторые ревнители от Ислама заявляют, что востоковеды и исламоведы приносят лишь урон мусульманам и очерняют Ислам, призывая тем самым не сотрудничать с ними и не перемешивать религиозное изучение Ислама с исламоведческим. Однако, Шигабутдин-хазрат, будучи в первую очередь религиозным деятелем и историком, осознавал, что без знакомства с академической средой в деле изучения Ислама и её истории трудно критически осмыслить сам Ислам. Что и проявилось в его работах, например Шигабутдин-хазрат считал халифа Усмана виновником начала гражданской войны в мусульманской общине. Критика Марджани халифа Усмана настроила против него многих религиозных деятелей.[4]

По воле Всевышнего, мероприятия, подобные тем, что проводятся последнее время Духовным управлением мусульман Российской Федерации, возглавляемым муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, станут регулярными площадками для совместного сотрудничества между религиозными деятелями и деятелями науки в деле возрождения нашего отечественного богословского наследия. Нам, поистине, повезло иметь таких прославленных предшественников в своей истории!

Имам ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области Салих Кадеев 



[1] Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р. Мухаметшин; сост. и подготовка к изд., научн. ред. Р. А. Гиззатуллин; пер. с татар. Г.М. Гилязова, Г. Р. Ахметьяновой]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. Стр. 415

[2] Юзеев А.Н. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ШИХАБАДДИНА МАРДЖАНИ. Ислам в современном мире. 2017;13(2): Стр. 62.

[3] Юзеев А.Н. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ШИХАБАДДИНА МАРДЖАНИ. Ислам в современном мире. 2017;13(2): Стр. 64.

[4] Нерасторжимая связь: письма Хусаин Фаизханова Шихаубтдину Марджани; ред.-сост. Д. В. Мухетдинов - М.: "Медина", 2017. Стр. 39-40.

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: