Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Лекции
Время намазов на сегодня
Намаз на
17 декабря 2017
Санкт-Петербург
07:57
Фаджр
09:57
Шурук
12:55
Зухр
14:06
Аср
15:52
Магриб
17:22
Иша

Выступление мухтасиба Мухетдина на I "Араповских чтениях"

Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Мухетдин выступил с докладом "Д. Ю. Арапов как исследователь российского Ислама" на Первой научно-практической конференции «Ислам в России и Евразии» (Араповские чтения). 

Проведение конференции было приурочено к годовщине со дня смерти д.и.н., профессора МГУ Д.Ю. Арапова.

Организаторами мероприятия выступили Центр исламоведения Фонда Марджани, Культурно-просветительский и досуговый центр г. Москвы (ДУМ РФ), ИВИ РАН (сектор истории Центральной Азии XIX–XX вв.) и ИНИОН РАН (Центр сравнительного изучения цивилизаций).

Предлагаем вашему вниманию текст выступления мухтасиба Мухетдина:

Уважаемые участники Первой научно-практической конференции «Ислам в России и Евразии» (Араповские чтения)! Уход из жизни Дмитрия Юрьевича Арапова стал неожиданным событием для всех, кто был знаком с этим человеком, для его близких, друзей, коллег, учеников, да и просто тех, кому хоть как-то довелось встречаться с ним. Можно многое говорить о его человеческих качествах, вспоминать о его доброте, отзывчивости и порядочности, о том, что едва ли кто-то поставит под сомнения. Я хотел бы вновь остановиться на профессиональной деятельности этого выдающегося человека.

Безусловно, Дмитрий Юрьевич был редким специалистом. Будучи представителем как сегодня говорят, «старой» – советской – школы востоковедов, он получил шикарную научную подготовку. Но, как известно, подготовка – только одна из составляющих частей творчества ученого. Дмитрий Юрьевич обладал таким важными для любого исследователя и такими, увы, редкими сегодня качествами, как аккуратность, добросовестность, скрупулезность. Главное – он любил свое дело.

Занимаясь изначально проблемами истории Средней Азии, в основном, периода XVIII – начала ХХ вв., Дмитрий Юрьевич не остался узким специалистом. Даже в рамках интересующей его тематики он не концентрировался на отдельных проблемах, стараясь охватить все вопросы изучаемой им эпохи, обращаясь и к смежной проблематике. Одним из важных качеств Дмитрия Юрьевича было стремление проработать изучаемую проблему до конца, рассмотреть ее со всех сторон, не оставлять недосказанности и «белых пятен». Это был усидчивый и дотошный (в хорошем смысле этого слова) исследователь, в то же время понимавший ответственность своей работы. Дмитрий Юрьевич никогда не был поспешен и категоричен в своих заключениях. За время работы еще над кандидатской диссертацией по отечественной историографии Бухарского ханства, он проработал огромный пласт материалов. Как известно, он всегда прекрасно разбирался в научной литературе по Средней Азии исламского периода. И ему были прекрасны известны все дискуссионные вопросы и точки зрения на них тех или иных предшественников и коллег. Владея историографией, Дмитрий Юрьевич прекрасно знал и источники, и, действительно, умел работать с ними, осознавая как ограниченность тех или иных материалов для объективного анализа, так и ограниченности самой фигуры исследователя. Осторожность, которая была характерна для его работы, отражала его порядочность как человека, и в то же время отражала понимание им своего выбранного пути – пути служения науки, пути к истине.

Дмитрий Юрьевич обладал очень широким кругозором. Это был по истине эрудит, энциклопедист. Проблематика, затрагиваемая в его работах, действительно, поражает. Здесь и оценка научного творчества востоковедов и исламоведов, и вопросы истории и дипломатии Золотой Орды, средневекового Ирана, Османской империи, здесь и Средняя Азия, и Кавказ, и Закавказье… При этом все работы написаны на высоком методическом и методологическом уровне.

Но, пожалуй, главной в научном творчестве Дмитрия Юрьевича была тема «Россия и Ислам». Основные труды ученого посвящены именно широкому кругу вопросов, связанному с взаимоотношениями Российской империи и Мусульманского мира, при этом, в первую очередь, как это видно, Дмитрия Юрьевича интересовали вопросы взаимоотношения элиты Российской империи с той частью Мусульманского мира, которую можно назвать «российской».

Бесценны с этой точки зрения две больших работы Дмитрия Юрьевича. Это, во-первых, подготовленный им сборник документов «Ислам в Российской империи» (М., 2001), представляющий собой итог многолетнего труда ученого по поиску и обобщению важнейших для истории ислама в России законодательных документов, притом что написанная Дмитрием Юрьевичем вводная статья к этому изданию представляет самостоятельную научную ценность как емкое и концептуальное изложение авторского взгляда на взаимоотношения российской монархии и российской уммы на протяжение периода XVII – начала XX вв. Не только эти, но и собранные Дмитрием Юрьевичем многочисленные архивные документы стали основой для его второй отмечаемой нами работы – положенной в основу докторской диссертации монографии «Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII – начало ХХ вв.) (М., 2004). Эта выполненная на основе первоисточников работа, определенно, может считаться одной из крупнейших обобщающих работы по истории Ислама в России.

Ценность работ Дмитрия Юрьевича не в последнюю очередь обусловлена именно тем, что они написаны не просто профессионалом, а человеком, занимающимся «своей темой». Широта источниковой базы, представленной первоисточниками, хорошее знание историографии и объективные взвешенные оценки исторических явлений выделяют исследования Дмитрия Юрьевича на фоне множества других работ по истории ислама в России, тем более таких, которые претендуют на обобщающий характер. Как пример можно привести изданную в 1995 г. книгу «Ислам в истории России», и затем дважды переизданную (в 2013 и 2015 гг.) в расширенном и дополненном варианте под названием «Россия и мир российского Ислама», принадлежащую перу другого крупного российского востоковеда Р. Г.Ланды, безусловно, прекрасного специалиста по истории современных арабских стран. Другой пример – работы Р.А. Силантьева, чьи работы наполнены откровенно антиисламскими настроениями.

На фоне катастрофически падающего уровня российского востоковедения и исламоведения в частности уход Дмитрия Юрьевича – это действительно невосполнимая утрата.


Москва, 27 февраля 2017 г.

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: