Я не разделяю ваши взгляды, но признаю ваше право на их обладание
17.11.2017
Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Абдула Камаев рассуждает на тему благородного отношения к инаковости в современном мире; к тому, что отличает одних людей от других.
Проблема терпимого, благородного отношения к людям иной религиозной принадлежности, иной национальности и с иными культурными установками актуальна в настоящее время как никогда. При этом одной из самых часто встречающихся проблем в современном мире является распространённость несоответствующих действительности стереотипных представлений о той или иной религиозной традиции, а также нетерпимость по отношению к религиозным и национальным меньшинствам. Главным же принципом гармоничного сосуществования в полиэтничном и многорелигиозном обществе должно стать взаимное признание возможности сосуществования ценностей, мировоззрения друг друга, а также отсутствие «принуждения к любви» к своим принципам, ценностям и установкам.
Наиярчайшим примером, демонстрирующим подобный демократичный принцип отношений в религиозной сфере, является поведение пророка Мухаммада (мир ему). Как мы знаем, Пророк, начав проповедовать вероучение Ислама своему народу, встретил сопротивление и испытал множество трудностей в своём родном городе Мекке. Но, несмотря на жестокость и насилие, с которым он и его ставшие в последствии величайшими и легендарными последователи столкнулись там, они всегда относились к жителям города терпимо и понимающе. Он передал жителям Мекки короткую суру, ниспосланный ему: «Скажи: “О отрицающие веру! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняйтесь Тому, Кому покланяюсь я. Я не буду поклоняться так, как поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я. Вам – ваша религия, а мне – моя!”» (Коран, 109:1-6).
В результате гонений Пророк (мир ему) был вынужден переехать со своими последователями в город Ясриб (Медина). В Медине того времени, помимо мусульманской общины, существовали общины христиан, иудеев, идолопоклонников. Признавая за ними право следовать своим идейным убеждениям, он не пытался принудительно склонить их к своей вере. Пророк (мир ему), будучи теперь не просто религиозным предводителем, но и политическим лидером города, для того чтобы обеспечить мирное сосуществование и гармоничные отношения на его территории, заключил соглашение - мисак. Оно установило определённые ограничения и обязательства общин города друг перед другом, став, по сути, конституцией города. Это был величайший пример того, что сегодня на западный манер именуют «толерантностью», хотя для этого подойдёт более правильные русские слова как «взаимотерпимость», «благородное отношение к инаковости». Мировое соглашение гарантировало немусульманам свободу вероисповедания. Кроме того, документ гарантировал жителям Медины защиту жизни и имущества, свободу совести и др. Известны слова Пророка (мир ему): «Кто убьёт человека, заключившего договор с мусульманами, никогда не ощутит запаха Рая» (Сахих Муслим); «Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, я буду свидетельствовать против того в Судный день» (Абу Дауд).
Также показательны письма Пророка (мир ему), которые он посылал правителям многих государств и племён. Ни в одном из писем Пророк не угрожал им военной агрессией в случае, если они не примут послание Ислама. Так, письмо к христианскому королю Абиссинии заканчивается следующими словами: «Я доставил послание, и теперь зависит только от вас, принимать его или нет. Да будет мир над тем, кто следует верному руководству». Таким образом, Пророк продемонстрировал пример истинного благородства по отношению к народам с иной религиозной традицией и этнической принадлежностью.
Особое распространение Ислам получил уже после смерти Пророка (мир ему) входе так называемых «арабских завоеваний» VII-VIII вв. Стоит отметить, что в некоторых исторических книгах, посвящённых этим временам, можно встретить изображения мусульман со Священным Кораном в одной руке, и с мечом - в другой. Неудивительно, что у многих могло сложиться впечатление, что мусульмане предоставляли народам, попавших под их контроль, только один выбор: Ислам или смерть.
Однако насколько верно это представление?.. Ведь Ислам в первую очередь продвигался через социальную активность мусульман. И многие немусульманские, в том числе, историки подтверждают: ни одна цивилизация не распространилась по планете столь успешно, сколь исламская цивилизация в первые десятилетия своей истории. В чем же причина? Не в том ли, что путём Пророка (мир ему), которому должна была следовать вся мусульманская умма, являлось завоевание сердец через созидание и распространение благочестия на земле? Поэтому не редки случаи, когда население других стран принимало Ислам не по требованию новой администрации или правительства, а по зову сердца. При этом принятие мусульманской веры приводило ни к чему иному, как к прогрессу, развитию науки, знаний и образования в обществе, что является доказанным фактом.
Во время присоединения к халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали их храмы, воздвигая рядом с ними свои мечети, чтобы дать людям возможность религиозного выбора. Так, в результате осады Иерусалима в 637 г. халифом Умаром ибн аль-Хаттабом с жителями города был заключён договор, который гарантировал неприкосновенность «им самим, их состояниям, их церквам и их крестам, их больным и здоровым и всей их общине». Такой порядок сохранялся в последующие 400 лет, пока Иерусалим находился под властью мусульман до захвата его крестоносцами в XI веке. Весьма показательно, что большие общины христиан и иудеев сохранились в Египте, Марокко, Палестине, Ливане, Сирии, Иордании. Можно предположить, что если бы мусульмане принуждали их к обращению в Ислам, то за продолжительный период их управления там не осталось бы ни одного последователя других религий, то есть мусульмане на протяжении многих веков демонстрировали образец религиозной терпимости, в особенности – людям Писания.
Рассмотрим также пример неарабоязычной страны Индии. Ислам начал распространяться на территории Индии благодаря торговле – через арабских торговцев и перенявших веру местных жителей. Первое же широкомасштабное проникновение Ислама в Индию произошло в нач. VIII в. Мусульманские предводители на несколько веков (до прихода англичан) установили своё правление в этой стране, но не сменили ни религиозную, ни социальную структуру индийского общества, гарантировав индуистам и буддистам безопасность и свободу вероисповедания. Более того, со временем целые касты населения стали принимали Ислам: в первую очередь потому, что декларированное в этой вереравенство более импонировало населению, чем узаконенная кастовая система. Известны случаи, когда буддисты, подвергавшиеся гонениям со стороны правителей-индуистов, находили защиту у мусульманских правителей. Современный факт – большинство индийского населения так и осталось немусульманами (мусульман – 14,2%). Таким образом, Индия была завоёвана мусульманами, однако Ислам проникал в сознание людей в основном мирным путём.
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что мусульмане пользовались только ненасильственными методами распространения учения, или, что местное население принимало Ислам исходя из благочестивых побуждений, а не корыстных целей. Известно, что тем категориям населения, которые принимали Ислам, предоставлялись определённые экономические преференции. Например, льготные торговля и налогообложение в той или иной форме в Афганистане, Средней Азии, Испании или другие привилегии. Однако также недопустимо голословно заявлять, что мусульмане во времена арабских походов «держали в одной руке Коран, а в другой – меч», как изображается в некоторых западных публикациях. Ведь трудно представить, что малочисленному арабскому народу удалось бы силой заставить изменить свою веру большую часть населения, на землях которых было установлено мусульманское управление: на Западе вплоть до Испании и Марокко, а на Востоке – до Индии и Китая.
В Священном Коране также имеются аяты, постулирующие терпимость и благородное отношение к другим национальностям и культурам. Например, в своей прощальной проповедипророк Мухаммад говорил: «…Нет предпочтения арабу перед неарабом и неарабу перед арабом, так же как и нет превосходства белого человека над чёрным и чёрного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности». То есть, в Исламе духовная близость, принадлежность к умме первичнее, чем принадлежность к какому-либо роду, племени, национальности или расе. В случае же с людьми иных верований также говорится о необходимости мирного сосуществования и доброжелательного отношения вне зависимости от признака их этнической идентичности. Естественно, можно найти многочисленные и исторические, и современные примеры несоблюдения данных принципов мусульманами разных стран, однако не стоит забывать о том, что во многих случаях ключевым становится человеческий фактор: ведь культурные традиции (адат) народов, исповедующих Ислам, могут вносить свои корректировки в поведение людей, в результате чего не все постулируемые Священным Кораном истины, к великому сожалению, получают своё исполнение.
В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что такое религиозное учение как Ислам, часто неверно толкуемое и неадекватно воспринимаемое людьми под влиянием СМИ, признаёт существование множества верований и даёт людям право самим избирать свой духовный путь. В Священном Коране сказано: «Нет принуждения в религии…» (Коран, 2:256). Данное повеление Всевышнего самым лучшим образом демонстрирует веротерпимость Ислама и недопустимость прозелитизма (деятельности по намеренному обращению в свою веру людей иного вероисповедания). Наряду с этим в Исламе отсутствует утверждение об исключительности какого-либо народа и подчеркивается единое происхождение всех людей: «О люди! Воистину, Мы создали вас из одной (пары) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга (а не презирали), и самый почитаемый перед взором Аллаха (тот) среди вас, который наиболее богобоязненный…» (Коран, 49:13). Таким образом, подчёркивается, что все люди должны первенствовать друг перед другом лишь в делах благочестия, в то время как оскорбление, высказывание неуважения по отношению к ценностям и традициям других недопустимо и никоим образом не поощряется.
Имам Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Абдула Камаев
Комментарии:
Пока нет комментариев