Газета Аль-Минбар
Энциклопедический словарь
Анонсы
Хадж и Умра
Время намазов на сегодня
Намаз на
17 октября 2017
Санкт-Петербург
05:43
Фаджр
07:43
Шурук
12:44
Зухр
15:43
Аср
17:44
Магриб
19:14
Иша

«Язык спорта – язык взаимопонимания» – учёный-востоковед о спорте как о платформе межкультурного диалога

3 октября на Восточном факультете СПбГУ с лекцией «Спорт и Ислам» выступил кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания ГХПА им. А. Л. Штиглица, старший преподаватель кафедры арабской филологии СПбГУ Валерий Валерьевич Лутков.

Своё выступление В. В. Лутков начал с рассказа об изучении культуры спорта в мусульманских странах. За последние 20 лет учёному удалось провести полевые исследования в Катаре, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Марокко, Тунисе, Сирии, Египте и Иране.

По его мнению, спорт в мусульманской культуре – явление комплексное и уходит корнями глубоко в историю.

«Традиционные физические упражнения у мусульманских народов были представлены такими формами, как верховая езда, стрельба из лука и других орудий, бег и ходьба, охота. Это служило интересам физического воспитания в утилитарных целях, для подготовки здорового молодого поколения, – объясняет В. Лутков. – В доступных нам арабских источниках описывается множество различных игр. Сама по себе игра – нелёгкая вещь. Это пространство, выделенное из обычного мира, но в нём действуют свои правила, и на кону стоит нечто очень важное, измеряемое честью, доблестью. Отсюда происходит идея соревнования, которая описана даже грамматической категорией: например, третья порода арабского глагола в некоторых случаях несёт значение совместного состязания».

Кроме того, лектор обратил внимание, что теме спорта отводится место и в непосредственно исламских источниках – Священном Коране и Сунне. Ряд коранических аятов (95: 4, 21: 8, 28: 77, 8: 60) указывает на Божественную милость в сотворении человека существом, способным благодаря физическим возможностям совершенствовать себя и окружающий мир. Эта идея получает дальнейшее развитие в хадисах – из них известно, что физическая активность в мусульманском обществе всячески поощрялась, и прекрасным примером можно назвать самого пророка Мухаммада (мир ему). «Можно найти достаточно много цитат, на которых строится традиция физического воспитания», – подчёркивает В. Лутков.

Специалист полагает, что с физической точки зрения можно рассматривать и мусульманскую ритуальную практику: «В работе одного арабского врача доказывалось, что у тех людей, которые совершают молитву, наблюдается меньше заболеваний коленных и тазобедренных суставов, чем у тех, кто этого не делает. Мне также доводилось читать об исследованиях физической активности школьников во время рамадана. Если в упражнениях на скорость влияние поста не было заметно, то в упражнениях на выносливость оно проявилось».

С течением времени место спорта в жизни человеческого общества менялось, и исламский мир не стал исключением. С развитием международных отношений спорт приобретает всё большее значение как своеобразная платформа межкультурного диалога:

«Использование исламскими странами западного инструментария в проведении Олимпийских игр сыграло роль в достижении ими своих стратегических целей», – отмечает лектор.

Сегодня мусульманские государства достаточно часто выступают организаторами крупных и значимых международных соревнований, подтверждением чему могут служить, к примеру, Панарабские игры (1960-е – 2015 гг.) и Игры Исламской солидарности (2005-2017 гг.).

Учёный упомянул и плеяду знаменитых спортсменов-мусульман, которым без проблем удалось совместить стремление к спортивным достижениям и религиозную практику. Среди них – Мухаммед Али, Карим Абдул-Джаббар, Мо Фарах, Тагир Хайбулаев и многие другие. По-новому удалось взглянуть и на вызывающий бурные дискуссии «женский вопрос»: активное участие спортсменок-мусульманок в международных соревнованиях разбивает стереотип о бесправности женщин в исламском мире, что открывает для региона новые возможности.

Завершая своё выступление, В. Лутков сделал вывод о том, что спорт совсем не является барьером для соблюдения своей религии, а, напротив, может даже поощряться ей, если приносит общественную пользу:

«На примере спорта в Исламе мы видим самые разные вещи – и возможность культурного диалога, и подход к здоровью. Участие в спорте даёт возможность для самоидентификации, и его сфера – важный фактор социализации и интеграции. Спорт становится уравнителем и создаёт больше точек соприкосновения. Соревновательность, которую мы видим в спорте, не противоречит вере (и речь не обязательно только об Исламе), если сохраняется дистанция между человеком и Абсолютом, т.е. если победа не становится наивысшим мерилом. Таким образом, в религиозных традициях есть примеры, когда спорт совершенно не противоречит убеждениям и действиям человека в его вере».

Ольга Заблоцкая

Написать комментарий:





Комментарии:

Пока нет комментариев

Ваш вопрос имаму-мухтасибу
* Ф.И.О.:
* E-mail:
Ваш телефон:
Вопрос: